КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ПЛАКАТ И АФИША ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ЗАРОЖДЕНИЕ...................................................4
§ 1.1. История появления и предшественники......................................................4
§ 1.2. 1880–1895: рождение литографического плаката..................................... 5
ГЛАВА 2. XX век..................................................................................................7
§ 2.1 1890–1900: Прекрасная эпоха и модерн........................................................7
§ 2.2. 1900–1914: Новый век.................................................................................11
§ 2.3. 1914-1918: Первая Мировая война............................................................ 12
§ 2.4. 1919–1938: Между мировыми войнами: модернизм и ар деко................ 15
§ 2.5. 1939–1945: Вторая мировая война..............................................................19
§ 2.6. 1950: конец каменной литографии: Новый век..........................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................24
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................25
ВВЕДЕНИЕ
Слово «плакат» в русский язык пришло из немецкого
в конце XVII — начале XVIII века. А сам немецкий термин plakat образовался от
французского рlасаrd, что переводится как «объявление» или «афиша». Плакатом
называют как вид графического искусства, так и само произведение. Чаще всего
это изображение крупного формата с надписями. Плакат может выполнять рекламную,
агитационную, информационную, имиджевую и учебную функции. Он представляет
собой широкоформатный лист, на лицевой стороне которого нанесено броское изображение
и напечатан крупным шрифтом текст.
Цель моего доклада:
изучение становление плакатов и афиш в Западной Европе в период первой половины
20-ого века.
Для достижения цели были
поставлены следующие задачи:
· Выделить периоды развития
· Узнать процессы,
происходившие в странах Западной Европы, способствовавшие развитию плакатного
искусства
Методом исследования послужил анализ зарубежной
литературы. Для достижения были изучены специальные источники по данной теме
исследования
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ЗАРОЖДЕНИЕ
История появления и предшественники
Не содержащими изображений предшественниками
плакатов можно назвать древнеримские альбумы – вывешиваемые в общественных
местах большие белые доски, покрытые краской или гипсом, на которых писались
правительственные указы, списки должностных лиц и объявления. Они знакомили
людей с событиями городской жизни: новыми государственными законами,
спортивными состязаниями, театральными постановками.
Один из самых ранних известных примеров печатной
рекламы в Великобритании датируется 1477 годом — небольшой темный блок текста,
рекламирующий справочник для священников в Солсбери, на юго-западе Англии.
Объявление было напечатано Уильямом Кэкстоном, который представил печатный
станок в Великобритании и был первым человеком в стране, который зарабатывал на
жизнь печатью и продажей книг, открыв магазин возле Вестминстерского аббатства
в 1476 году
В 1482
году английский торговец книгами Батдольд для представления нового издания
«Геометрии Эвклида» впервые использовал плакат, нарисованный красками на
бумаге. До настоящего времени сохранился напечатанный в 1491 году лист с
графическим изображением и текстом, рекламировавший рыцарский роман «Прекрасная
Мелузина».
В 1796
году немец Иоганн Алоиз Зенефельдер изобрел литографию, что позволило печатать
массовым тиражом недорогие плакаты, выполняя их на белой или цветной бумаге
черной краской. Однако на протяжении десятилетий она была слишком
медленной и дорогой для массового производства. Большинство плакатов
по-прежнему представляли собой простые гравюры на дереве или металле с небольшим
количеством цвета или дизайна.
В 1865 году Барон фон Рансонет, уроженец Австрии
изобрел метод фотохромолитографии, позволявший создавать массовым тиражом
дешевые цветные изображения, получать всевозможные оттенки, используя три
краски – синюю, красную и желтую. В основу этого метода было положено
применение фотографии, при котором печать постеров и плакатов происходила с
помощью применения лишь трех основных цветов. Это дало толчок для массового
тиража репродукций в натуральных цветах, в том числе и печать плакатов цены
которых стали порядком ниже. Многие произведения того времени получили
признание публики, что способствовало дальнейшему развитию жанра плаката.
1880–1895: рождение литографического
плаката
Все изменилось примерно в 1880 году с
«литографическим процессом с тремя камнями» Шере, прорывом, который позволил
художникам получить каждый цвет радуги всего с тремя камнями - обычно красным,
желтым и синим - напечатанными с тщательной регистрацией. В начале XIX века во
Франции появились литографические мастерские, печатавшие афиши и плакаты. Росту
их популярности способствовала активизация в то время культурных и
социально-политических процессов в Европе, увеличение количества промышленных и
художественных выставок, театральных и развлекательных учреждений, митингов и
демонстраций. Тем не менее, процесс Шере по-прежнему требовал превосходного
артистизма и замечательного мастерства. Результат того стоил - замечательная
интенсивность цвета и текстуры, с возвышенной прозрачностью и нюансами,
невозможными в других материалах даже по сей день. Возможность сочетать слово и
изображение в таком привлекательном и экономичном формате, наконец, позволила
литографическому плакату возвестить современную эпоху рекламы. Техника
литографии лучше соответствовала потребностям рекламодателей: цвета, в
сочетании с новаторской типографикой сделало плакат намного более
выразительным. Говорят, что Шере ввел сексуальность в рекламу или, по крайней
мере, использовал женский образ в качестве рекламной уловки. В отличие от тех,
что ранее были написаны Тулуз-Лотреком, смеющиеся и провокационные женские
фигуры Шере, часто называемые «черетками», означали новую концепцию искусства
как службы рекламы.
Шере создал более 1000 плакатов за 30-летнюю
карьеру. Главное место он отводил одной центральной фигуре, скрадывая остальные
элементы изображения. Эту жанровую стилистику восприняли многие художники,
создававшие плакаты во второй половине позапрошлого столетия.
Вывод:
Современный плакат является обычно полиграфическим
воспроизведением созданного художником оригинала. В плакате часто применяются
изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных
изображений, обобщение формы предметов; важную роль играет характер шрифта и
расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение.
Для многих плакатов на международные и бытовые
темы типичны сатирические образы собирательного характера. До второй половины
XIX в. плакатами иногда называли агитационные гравюры крупного размера (for
example, "летучие листки" периода Крестьянской войны и Реформации в
Германии в XVI в., политические афиши эпох Великой Французской революции
1789–94 и Парижской Коммуны 1871). Рекламный плакат возник в Западной Европе во
второй половине XIX в в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш
и книготорговых объявлений к афишам, в которых значительное место заняли
орнамент и фигурные изображения.
Глава 2
1890–1900: Прекрасная эпоха и модерн
С 1880-х годов до Первой мировой войны Западная Европа и
Соединенные Штаты стали свидетелями развития ар-нуво («нового искусства»).
Вдохновляясь непокорными аспектами мира природы, модерн повлиял на искусство и
архитектуру, особенно на прикладное искусство, графику и иллюстрацию.
В современном его понимании плакат возник благодаря развитию
методов печати. К 1890-м годам эта техника литографии распространилась по всей
Европе. Вскоре индустрия привлекла к услугам многих начинающих художников,
которым нужен был источник дохода, чтобы прокормить себя.
Во Франции, плакаты вскоре преобразили Париж, превратив улицы в
то, что один современник назвал «картинной галереей бедняка». Их коммерческий
успех был таков, что некоторые прекрасные художники всерьез занялись дизайном
плакатов. Некоторые из этих артистов, такие как Альфонс Муха, пользовались
большим спросом, и звезды театра лично выбирали своего любимого артиста для
создания афиши к предстоящему спектаклю.
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) был крупной фигурой раннего
стиля. Он начал работать вместе с двумя художниками Les Nabis, Пьером Боннаром
и Эдуаром Вюйаром, которые обратили его к иллюстрации. Его карьера в стиле
модерн была короткой; он умер в возрасте 36 лет в 1901 году.
Альфонс Муха (1860–1939), родившийся в Моравии на территории
современной Чешской Республики, два года обучался живописи в Мюнхене, а затем в
1887 году переехал в Париж, где изо всех сил пытался выжить. Его момент настал
в декабре 1894 года, когда его попросили в очень короткие сроки создать афишу
для новой пьесы «Жисмонда» с Сарой Бернар в главной роли. Его плакат — портрет
Бернхарда в костюме в полный рост на фоне византийской мозаики и извилистого
письма — сразу стал классикой модерна. Бернхард подписал с ним пятилетний
контракт, и с каждой следующей пьесой и афишей его слава росла. Сама Бернар
откладывала номер каждого нового плаката, чтобы продать его коллекционерам.
Муху попросили изготовить плакаты для самых разных клиентов, от туристических
курортов до виноделов. Женские фигуры всегда были сильно стилизованы и украшены
цветочным орнаментом и извилистыми линиями хлыста. Фоны были двухмерными,
наполненными орнаментом, но без глубины. Сам Муха отверг термин модерн. За свою
работу, говоря, что «искусство не может быть новым». Он переехал в Прагу в 1910
году, чтобы заняться более серьезной исторической живописью, циклом
крупномасштабных работ под названием «Славянская эпопея».
Швейцарско-французский художник Эжен Грассе (1845–1917) был еще
одним ранним создателем французского плаката в стиле модерн. Он переехал в
Париж в 1871 году и начал заниматься дизайном керамики, ювелирных изделий,
мебели и гобеленов. Постепенно он перешел к графике и сделал исключительную
серию книжных иллюстраций и рекламных плакатов. Он помог украсить знаменитое
кабаре Le Chat noir в 1885 году и сделал свои первые плакаты для Fêtes de Paris.
В Бельгии самым известным был художник по имени Анри
Приват-Ливемон, член символистского движения, который сделал себе репутацию
члена Круга художников Схарбека, группы художников Брюсселя. Он добился
большого успеха благодаря сдержанно эротичным женщинам на своих рекламных
плакатах, наполненных извилистыми линиями, которые были визитной карточкой
ар-нуво.
Анри Менье (1873–1922) был еще одним очень успешным бельгийским
графиком и художником (1873–1922). Извилистые линии модерна проявлялись в
каждом плакате, в костюмах или в поднимающемся паре от чашки кофе. Его плакаты
были настолько популярны, что он продавал их коллекционерам по подписке, и
вскоре этой практике последовали другие известные дизайнеры плакатов в стиле модерн,
в том числе Альфонс Муха.
В Германии зарождается Югендстиль, или «Молодой стиль», который
считается немецким вариантом ар-нуво. Мюнхенский сецессион был художественным
движением, которое откололось от более консервативного истеблишмента изящных
искусств в Мюнхене в 1892 году. Его самым выдающимся художником-графиком был
Отто Экманн(1865-1902), который создал множество иллюстраций для журнала
движения Jugend в извилистом цветочном стиле, похожем на французский стиль.
Джозеф Саттлер(1867-1931) был еще одним художником-графиком,
внесшим свой вклад в «немецкий» стиль через другой художественный журнал под
названием Pan. Саттлер изобрел шрифт, основанный на японской каллиграфии,
который часто используется в югендстиле.
Другим важным немецким художником-графиком был Йозеф Рудольф
Витцель (1867–1925), который создал множество ранних обложек для Jugend с
изогнутыми цветочными формами, которые помогли сформировать стиль.
Австрийский венский сецессион был движением, эстетика и стиль
которого сильно отличались от бельгийского и французского ар-нуво. Извилистые
линии и цветочные узоры раннего стиля были в значительной степени заменены
геометрическими узорами и симметрией.
Художник Густав Климт(1862-1918) рискнул заняться графикой,
разработав афишу для выставки Сецессиона 1898 года.
Среди основных художников-графиков Сецессиона был Йозеф Мария
Ольбрих(1867-1908) , который разработал афиши для выставок.
В США рекламный плакат с цветной литографией был представлен в
1893 году журналом Harper's Magazine, который опубликовал серию очень
популярных плакатов. Конкурентом Scriber была Chapbook, которая наняла Уилла Х.
Брэдли (1868- 1962) для разработки плаката в 1894 году в честь Дня
Благодарения. Плакат под названием «Близнецы» с его двухмерным форматом, похожим
на японские гравюры, и жирными извилистыми линиями считается первым
американским плакатом в стиле модерн.
Плакаты в стиле модерн в США, как и в Европе, изображали почти
исключительно женщин. Диапазон цветов был приглушен, отчасти из-за ограничений
ранней цветной литографии, а отчасти по выбору художника. Популярной темой той
эпохи был рисунок павлина. Павлин был раннехристианским символом бессмертия; он
использовался Джеймсом Макнилом Уистлером для украшения комнаты в Лондоне, Луи
Комфортом Тиффани для знаменитого витража и Брэдли для «Современного плаката»,
рекламирующего книгу с таким названием издательства Скрибнера.
Луи Джон Рхед (1887–1926) был еще одним важным художником в стиле
модерн. Родился в Англии, учился в Париже, переехал в Соединенные Штаты в 1883
году и стал художественным руководителем издательства Д. Эпплтона. Его плакаты
показывают влияние из движения прерафаэлитов в Англии, он выиграл золотую
медаль на первой международной выставке плакатов, состоявшейся в Бостоне в 1895
году. Он также иллюстрировал детские книги.
Эдвард Пенфилд (1866–1923) был иллюстратором, а затем
художественным редактором журнала Harper's Magazine. Его работы были наиболее
известны своей простотой линий, без лишнего орнамента, поэтому плакаты можно
было легко рассматривать на расстоянии.
Стиль модерн был особенно популярен для рекламы велосипедов,
которые только-только вошли в обиход. Эти плакаты также были нацелены в первую
очередь на женщин, иллюстрируя свободу, которую может принести велосипед
1900–1914: Новый век
Однако к 1900 году модерн потерял
большую часть своего динамизма из-за простого подражания и повторения. Смерть
Тулуз-Лотрека в 1901 году и отказ от плакатного искусства Мухи и Шере (которые
оба обратились к живописи) оставили пустоту, которую заполнил молодой
итальянский карикатурист по имени Леонетто Капьелло, приехавший в Париж в 1898
году.
Находясь под сильным влиянием Шере и
Тулуз-Лотрека, Капьелло отказался от суетливых деталей стиля модерн. Вместо
этого он сосредоточился на создании одного простого образа, часто
юмористического или причудливого, который сразу привлекал бы внимание и
воображение зрителя на оживленном бульваре. Рекламные плакаты Каппьелло рисовал
в стиле «арт нуво», как и его знаменитые современники (Альфонс Муха, Анри
Тулуз-Лотрек, Теофиль Стейнлен). В центре композиции располагался яркий образ,
как правило, запечатленный в движении так, чтобы выразительность сквозила в
каждом изгибе изображенной фигуры.
Несмотря на преобладание женских образов (дань
модерну), на рекламных плакатах Каппьелло можно увидеть мужчин, детей и даже
вымышленных персонажей. Художник не старался психологически раскрыть образ, как
это делал Тулуз-Лотрек, эмоциональность его изображений была тесно связана с их
динамичностью. «Художник афиши должен быть, прежде всего, строгим и бдительным
стражем эстетики улицы, поскольку афиша, как только она перестает быть
средством информации, становится действенным средством воспитания толпы. Не
будем забывать о том, что наша роль художников — создавать немножко радости и
немножко счастья» - говорил Каппьелло, и, надо признать, сам следовал
собственным советам, поскольку его работы прославили его еще в молодости.
Его революционное понимание искусства —
главный продукт рекламы сегодня — основывалось на психологическом воздействии
образа, ассоциации. Капьелло первым сознательно объединил продукт с мгновенно
узнаваемой «иконой» изображения. Таким образом, когда зритель видит эту
«икону», значок, он вспоминает о продукте. Благодаря этой способности создать
фирменный стиль художник и стал отцом современной рекламы.
Стиль Капьелло доминировал в
парижском плакатном искусстве до первого плаката Кассандры в стиле ар-деко в
1923 году. Каппьелло, следуя примеру других гениальных живописцев того времени,
возвел рекламный плакат в ранг настоящего искусства, которое заполнило улица
Парижа, словно нескончаемые галереи. Яркость, лаконичность, насыщенность
содержания плакатов «арт нуво» превращала коммерческие работы в предметы
коллекционирования. За свою творческую карьеру художник создал более 530
рекламных плакатов.
1914-1918: Первая Мировая война
Первое широкое использование
иллюстрированных плакатов в политических целях произошло во время Первой
мировой войны. Вскоре коммерческую рекламу заменили рекламные объявления о
военных облигациях и вербовочные плакаты. Немецкие графические дизайнеры, которые
первыми разработали простой стиль Sachplakat в годы, предшествовавшие войне,
применили свои таланты в военных действиях. Художники, работающие на союзников,
также адаптировали свое искусство в военное время.
Два фактора особенно определили
характер пропаганды Первой мировой войны: ее включение в средства массовой
информации, охватившие все слои общества к 1914 году, и широкое использование
изображений для изображения той или иной интерпретации конфликта. Вскоре после
начала войны частные издательства начали преобразовывать в образы ключевые
настроения как официальной, так и популярной пропаганды. Выпустив открытки на
военную тематику, они ответили на практическую потребность в общении между
фронтом и тылом и установили диалоговую основу для такого обмена. Правительства
по обе стороны конфликта вкладывали средства в печатную продукцию, которая
сплачивала общественные настроения национализма и поддержки войны, а также
поощряла враждебность по отношению к врагу. В военное время широкоформатные
полноцветные плакаты оклеивали стены от городских улиц до классных комнат. Они
мобилизовали поддержку военных действий, собирали пожертвования на
благотворительность, поощряли участие в военных облигациях и предавали широкой
публике победы в заметных сражениях. Иллюстраторам разной известности было
предложено создать убедительные изображения, значение которых могло быть быстро
и легко понято разнообразной аудиторией.
Несмотря на то, что плакаты
производились в разных странах, многие дизайны используют символы и сообщения,
которые имеют общую цель.
Многие плакаты просили мужчин
выполнить свой долг и присоединиться к вооруженным силам. В первые годы войны
Великобритания выпустила большое количество вербовочных плакатов. До мая 1916
года, когда была введена воинская повинность, британская армия была полностью
добровольной. Привлекательные плакаты были важным инструментом в поощрении как
можно большего числа кандидатов на военную службу.
Женщин, которых не призывали в армию,
также попросили внести свой вклад. Они могли служить через организации по
оказанию помощи, такие как YWCA или Красный Крест, или через государственные
должности. Женская земельная армия изначально была британской гражданской
организацией, созданной для увеличения сельскохозяйственного производства за
счет того, что женщины работали на земле для фермеров, служивших в армии.
Женская сухопутная армия также была собрана в Соединенных Штатах
В странах, где воинская повинность
была нормой (Франция, Германия, Австрия), вербовка не была такой насущной
необходимостью, и большинство плакатов были направлены на сбор денег для
финансирования войны. Тех, кто не записался, попросили внести свой вклад, купив
облигации или подписавшись на военные займы. Многие финансовые плакаты
используют нумизматические изображения, чтобы проиллюстрировать свою точку
зрения. Монеты превращаются в пули, сокрушают врага или становятся щитами в
войне.
Нехватка продовольствия была широко
распространена в Европе во время войны. Еще до того, как Соединенные Штаты
вступили в войну, американские организации по оказанию помощи доставляли
продовольствие за границу. На внутреннем фронте надеялись, что американцы
изменят свои привычки в еде таким образом, чтобы сохранить продукты, которые
затем можно будет отправить за границу. Американцам предлагали отказаться от
мяса и пшеницы и есть больше кукурузы и рыбы. Американцев также поощряли сажать
сады победы и консервировать фрукты и овощи. В Великобритании яйца собирали для
раненых, чтобы помочь им выздороветь. Во Франции Национальный комитет по охране
окружающей среды и экономики спонсировал конкурс плакатов среди школьников на
разработку плакатов по сохранению окружающей среды.
Плакат Гарри Райла Хоппса «Уничтожь
этого безумного зверя» (1917), призывающий американских мужчин вступать в
армию, изображает Германию варваром, прибывшим к берегам США, оставив после
себя разрушенную Европу. «Безумный зверь» носит шлем с шипами, украшенный
словом «милитаризм», и усы, напоминающие бакенбарды кайзера Вильгельма II. Он
похитил аллегорическую фигуру Леди Свободы и сжимает окровавленную дубину
немецкой культуры. Мотив варварского врага изобилует пропагандой союзных войск,
и, в частности, обезьяноподобная фигура — предшественник главного героя в
фильме 1933 года «Кинг-Конг» — обращалась к аудитории, знакомой с теориями
эволюции Чарльза Дарвина.
С немецкой стороны Фриц Эрлер
разработал «Help Us Win!» (1917 г.) после изучения солдат на фронте. Мужчина,
изображенный на его плакате, носит стальную каску, введенную немецкой армией в
1916 году. Противогаз на его груди, две гранаты «картофеля-давилки» в подсумке,
свисающем с его левого плеча, и колючая проволока, которая окружает его. все
его визуальные отличительные черты Первой мировой войны. Художник превратил
зрачки солдата в маленькие кресты, используя христианскую символику, чтобы
представить его как благородную и неподвластную времени фигуру.
Плакаты, с их прямотой обращения,
были естественным выбором. В качестве средства убеждения плакаты использовали
легко усваиваемые и, по сути, стереотипные образы, чтобы повлиять на общественное
мнение.
Во время Первой мировой войны влияние
плаката как средства коммуникации было больше, чем когда-либо в истории.
Способность плакатов вдохновлять, информировать и убеждать в сочетании с яркими
тенденциями дизайна во многих странах-участницах позволила создать тысячи
интересных визуальных работ. Как ценный исторический исследовательский ресурс,
плакаты предлагают несколько точек зрения для понимания этого глобального
конфликта. Как художественные произведения, плакаты варьируются по стилю от
ярких графических работ известных дизайнеров до анонимных плакатов
(преимущественно текстовых).
1919–1938: Между мировыми войнами:
модернизм и ар-деко
После Первой мировой войны
органическое вдохновение в стиле модерн стало неуместным во все более индустриальном
обществе; современные художественные движения кубизм, футуризм, экспрессионизм
и дадаизм оказали главное влияние. В это же время во Франции, Германии и
Швейцарии были запущены первые курсы графического дизайна, что стало ключевым
моментом в переходе от иллюстрации к графическому дизайну в рекламе.
К середине двадцатых годов часто
разрозненные модернистские подходы объединились в крупное новое международное
декоративное движение под названием ар-деко . В этом стиле эпохи машин мощность
и скорость стали основными темами.
Ар-деко был движением или периодом,
который произошел в период «Золотого века иллюстрации» с 1880-х по 1920-е годы.
Популярность плакатов в стиле ар-деко
началась вскоре после Первой мировой войны 1910-х годов и продолжает процветать
в этот период. Концепция ар-деко была впервые представлена во время выставки
Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes в Париже
в 1925 году. Хотя многие историки утверждали, что это движение началось
несколько раньше. Семимесячная
выставка, своего рода Всемирная выставка, помогла утвердить «стиль модерн» как
действительно международное движение, объединившее лучшие идеи европейского
авангарда. наряду с более традиционно коммерческими
производителями. Первоначальная цель состояла в том, чтобы дать платформу
для декоративно-прикладного искусства, с которым часто обращались как с
рыжеволосым пасынком в семье изобразительного искусства живописи и
скульптуры. В действительности декоративно-прикладное искусство влияет на
нашу жизнь более регулярно и интимно, чем изобразительное искусство, поэтому
возведение его в ранг художественного уважения кажется не только логичным, но и
необходимым. Ярмарку посетили более 16 миллионов человек (что на 5
миллионов больше, чем нынешнее население Бельгии), благодаря чему событие
оказало поистине глобальное влияние.
Ар-деко часто называют движением
декоративного искусства, воплощающим дух современности, роскоши, элегантности и
изысканности. Это была активная модернистская реакция на предшествующий ему
стиль модерн. Он подчеркивает использование:
1.
Угловых
и геометрических элементов, таких как сферы, многоугольники, прямоугольники.
2.
Смелое
использование резких, контрастных и ярких цветов.
3.
Заметное
использование современных материалов, таких как сталь, алюминий, хром и даже
пластик в архитектурных проектах.
Период процветания после Первой
мировой войны способствовал росту доступных межрегиональных путешествий, быстро
распространил популярное движение и повлиял на дизайн во всем мире и во многих
различных отраслях. Элементы ар-деко наиболее широко используются в
архитектуре, дизайне интерьера, моде и рекламе. Это также повлияло на дизайн
потребительских товаров в автомобилях, текстиле и электронных приборах.
Стиль ар-деко широко использовался и
влиял на искусство винтажного плаката. Его влияние можно увидеть в
произведениях искусства, созданных в тот период, таких как плакаты
правительственных агентств США, Управления прогресса работ (WPA) и федеральных
художественных проектов, различные рекламные плакаты продуктов, железнодорожные
станции, океанские лайнеры, театральные постановки и многое другое.
В то
время как влияние ар-деко коснулось всего, от архитектуры до моды, его
появление на плакатах особенно бросается в глаза. Внезапно продукты и
направления рекламировались с помощью ритмичного повторения смелых форм, ярких
цветов и кинетического ощущения ускоренного движения и силы. Если ар-нуво
можно охарактеризовать как женственное, то ар-деко — это чистая мужественность.
Отличительные черты плакатов в стиле
ар-деко лучше всего можно описать как утонченные, обтекаемые и гладкие. Такие
изображения, как «Нормандия» А. М. Кассандра или «Сан-Жан-де-Люз» Роберта
Малле-Стивенса почти ошеломляют своим масштабом — мы чувствуем, что доминирует
впечатляющее архитектурное присутствие как корабля, так и здания
соответственно. Плакаты, рекламирующие более модные вещи, такие как любой из
дизайнов Джасинта Бофарулла для Dunhill (1932) или Candee Франко Барбериса
(1929), говорят о богатстве и гламуре, выраженных через призму сдержанной
элегантности. То же самое относится и ко всем многочисленным афишам Пола Колина
для выступлений и вечеринок, в которых он продает скорее отношение, чем
событие.
Даже такие банальные предметы
потребления, как лампочки и газеты, благодаря дизайну в стиле ар-деко придают
ощущение чрезвычайной важности и динамизма. Например, «Le Petit Dauphinois»
Пьера Андри-Фарси делает ежедневную газету похожей на революционного диктатора,
агрессивно захватывающего информацию, просачивающуюся по проводам, в то время
как «Watt Radio» Николая Дюльгерова (1933 г.) представляет собой ни что иное,
как пожарная сигнализация, кричащая в глаза прохожему.
Тем временем художники, работавшие в
шотландской школе Глазго, австрийском Венском сецессионе и немецком Веркбунде,
также преобразовывали органический подход ар-нуво. Эти школы отказались от
криволинейной орнаментики в пользу прямолинейной и геометрической структуры,
основанной на функционализме. Формы были упрощены и обтекаемы, а изогнутые шрифты
были заменены гладкими и угловатыми.
Ключевым результатом этих
модернистских усилий стал немецкий Plakatstil или стиль плаката, который был
начат в 1905 году Люцианом Бернхардом в Берлине и в Мюнхене Людвигом
Хольвайном. Бернхард создал первый плакат, состоящий исключительно из названия
продукта и торговой марки. Используя только плоские цвета и формы, работа
Бернхарда ознаменовала следующий этап в создании абстрактного и современного
визуального языка. Минимальный натурализм и упор на плоские цвета и формы
сделали их работу следующим шагом к созданию абстрактного, более современного
визуального языка.
Сегодня период ар-деко считается
одним из лучших в истории дизайна. Неизменная привлекательность потенциально
связана с тем, что международный стиль и другие формы модернизма, последовавшие
за деко и вобравшие в себя многие из его крутых линий и элегантных форм,
по-прежнему популярны на современной сцене декоративного искусства. Эта
эстетическая нить, которая связывает нас с прошлым, делает плакаты таких
мастеров, как Кассандра, Колин, Лупот, Ниццоли, Макнайт Кауффер и многих других
мастеров дизайна, спустя 100 лет все еще выглядят свежими, динамичными и
захватывающими.
1939–1945: Вторая мировая война
Пушки, танки и бомбы были основным
оружием Второй мировой войны, но были и другие, более изощренные формы ведения
войны. Слова и фильмы вели постоянную борьбу за сердца и умы американских
граждан так же уверенно, как военное оружие сражалось с врагом. Убеждение
публики стало отраслью военного времени, почти такой же важной, как
производство пуль и самолетов.
Плакат снова сыграл большую
коммуникационную роль во время Второй мировой войны, но на этот раз он разделил
внимание с другими средствами массовой информации, особенно с радио,
телевидением и печатью. К этому времени большинство плакатов было напечатано с
использованием технологии массового производства фотоофсета, что привело к
появлению знакомого точечного рисунка, который можно увидеть в газетах и
журналах. Патриотизм стал центральной темой рекламы на протяжении всей
войны, когда были начаты широкомасштабные кампании по продаже военных
облигаций, повышению эффективности на фабриках, уменьшению неприятных слухов и
поддержанию морального духа гражданского населения. Война укрепила роль
рекламной индустрии обществе, отклонив предыдущую критику. Лидеров Оси
изображали в виде мультяшных карикатур, чтобы они казались глупыми и
идиотскими. Плакаты передавали сообщения просто и прямо, а иногда и с юмором, а
некоторые также изображали врага в этнически стереотипном и расистском образе,
особенно когда речь шла о Японии.
Плакаты освещали многие темы,
актуальные как для тыла, так и для театра военных действий, в том числе и для
авиации. Правительство использовало темы, связанные с авиацией, чтобы
заручиться общественной поддержкой войны и напомнить пилотам, механикам и
другим авиационным работникам о необходимости следовать передовым методам
обеспечения безопасности, сохранения ресурсов и эффективности.
В Британии, министерство информации,
образованное в 1939 году, стремилось донести мысль, что люди, как и вооруженные
силы, должны были внести свою лепту, чтобы помочь выиграть войну. Был
задействован широкий спектр средств массовой информации, нацеленных на местную
и зарубежную аудиторию. После того, войска были отправлены на передовую, сотни
художников были привлечены к работе над созданием плакатов, которые могли бы
заручиться поддержкой в тылу.
Правительство использовало плакаты,
листовки, кино и радиопередачи, чтобы доставить свое сообщение для общественности.
Плакаты были расклеены в местных магазинах, общественных зданиях и сельсоветах.
Эти плакаты использовались для разных сообщений: людей поощряли выращивать себе
еду и экономить отходы, потому что в военное время было трудно импортировать
продукты из других стран. Людей просили спасти как можно больше материалов: из
макулатуры, металла можно было делать самолеты и боеприпасы. Гражданам было
предложено купить военные облигации и устроиться на работу на фабриках, чтобы
удовлетворить производственные потребности вооруженных сил. Поездки в пределах
Великобритании были ограничены. Плакаты со слоганом «Ваше путешествие действительно
необходимо?» использовались, чтобы напомнить людям экономить топливо и
позволить поездам перевозить вместо этого солдат и военные припасы.
Министерство информации также
стремилось разъяснить населению опасность «небрежного разговаривать». Они
хотели, чтобы общественность стала более внимательно относиться к безопасности,
потому что информация или секреты могут быть использованы вражескими шпионами и
информаторами.
В условиях острой нехватки рабочей
силы военного времени женщины были нужны в оборонной промышленности, на
гражданской службе и даже в Вооруженных Силах. Несмотря на продолжающуюся в
20-м веке тенденцию выхода женщин на рынок труда, рекламные кампании были
нацелены на тех женщин, которые никогда раньше не работали. Изображения
плакатов и фильмов прославляли и приукрашивали роли работающих женщин и
предполагали, что не нужно приносить в жертву женственность женщины. Выполняя
свой долг по дому, на фабрике, в офисе или в армии, женщины изображались
привлекательными, уверенными в себе и полными решимости внести свой вклад в
победу в войне.
Плакаты также использовались для
поддержания боевого духа или духа военного времени. Это также помогло
общественности почувствовать себя вовлеченной. Это действительно имело
значение, если страна хотела, чтобы работали заводы, для производства как можно
больше самолетов, бомб и танков, или чтобы фермеры выращивали как можно больше
урожая, насколько это возможно.
Плакаты вызывали эмоции – как
положительные, так и отрицательные. Они использовали слова как оружие.
Сообщения сделали войну личной — ты можешь изменить ситуацию, солдаты рассчитывают
на тебя. Некоторые плакаты также отражали патриотический дух людей: делай это и
будь хорошим американцем. Они были яркими и счастливыми, красочными и
позитивными. Другие плакаты показывали темную сторону войны. Они были наполнены
шокирующими образами того, что произошло в других странах и что могло бы
произойти, если бы каждый не выполнял свою часть работы.
После войны плакат в большинстве
стран еще больше пришел в упадок, поскольку телевидение стало дополнительным
конкурентом.
1950: конец каменной литографии
Несмотря на надвигающуюся
напряженность «холодной войны», окончание Второй мировой войны ознаменовало
собой бэби-бум и новое общество потребления с появлением телевидения,
авиалайнеров и глобальных брендов. Рекламные методы изменились, чтобы адаптироваться
к времени.
Последний вздох литографического
плаката произошел в Швейцарии, где правительство активно продвигало
полиграфическую промышленность и совершенство плаката. Обращаясь к швейцарскому
чувству точности, Sachplakat, или стиль предметного плаката, был разработан в
двадцатые годы, но расцвел во время Второй мировой войны и в начале пятидесятых
годов в районе Базеля. Его художникам нравилось превращать повседневные
предметы в гигантские иконы, используя эффектную швейцарскую печать для создания
замечательных эффектов trompe l'oeil. С корнями, восходящими к Плакастилю
Люсьена Бернхарда и сюрреалистическому движению, визуальная элегантность часто
сочеталась с мягким юмором.
Хорошо структурированный,
систематический дизайн обеспечил порядок и ясность всему, от шоссе и аэропортов
до руководств по эксплуатации продуктов. «Швейцарский» стиль использовал
основные типографские элементы со строгими графическими правилами и часто
заменял иллюстрацию суровой, «современной» фотографией.
Плакаты, выполненные в стиле 50-х,
использовали яркие цвета и игривые мотивы, чтобы привлечь внимание широкой
аудитории.
Такие художники, как Герберт Леупен и
Дональд Брун в Швейцарии, Поль Рэнд в США и Раймон Савиньяк во Франции,
являются яркими примерами проявления беззаботности в стиле. Стиль 50-х
применялся как к потребительским услугам, так и к товарам. Всегда
присутствовали чудесные кампании авиакомпаний Дэвида Кляйна, Стэна Галли и
других, которые стремились привлечь путешественников в такие места, как
Диснейленд, Нью-Йорк, Лас-Вегас и Париж.
Стили живописи, такие как
постимпрессионизм и символизм имели тесные связи с модерном, и каждый из них
практиковался дизайнерами, которые адаптировали их для прикладного искусства,
архитектуры, дизайна интерьера, мебели и узоров. Они способствовали общей
выразительности и формированию целостного стиля.
Вывод:
Несмотря на международный масштаб,
модерн был недолговечным движением, краткий накал которого был предшественником
модернизма, который делал упор на функциональность, а не на форму и устранение
лишнего орнамента.
Хотя это и было реакцией на
историческое возрождение, оно довело викторианские эксцессы до драматического
крещендо конца века. Его влияние было далеко идущим и проявляется в дизайне
мебели в стиле ар-деко, чьи гладкие поверхности обогащены шпоном экзотического
дерева и декоративными вставками.
Графика, вдохновленная драматическим
модерном, стала популярной в бурной социальной и политической среде 1960-х
годов среди нового поколения, бросающего вызов традиционным вкусам и идеям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По словам французского историка Макса
Галло, «на протяжении более двухсот лет плакаты вывешивались в общественных
местах по всему миру. Визуально эффектные, они были созданы для того, чтобы
привлекать внимание прохожих, сообщая нам о политической точке зрения, побуждая
нас посещать определенные мероприятия или побуждая нас приобрести определенный
продукт или услугу».
«Немногим более чем за сто лет, —
пишет эксперт по плакатам Джон Барникоут, — он стал признан жизненно важной
формой искусства, привлекающей художников всех уровней, от художников, таких
как Тулуз-Лотрек и Муха, до театральных и коммерческих дизайнеров. "Они
варьировались в стилях от ар-нуво, символизма, кубизма и ар-деко до более
формального Баухауса и часто бессвязных плакатов хиппи 1960-х годов.
Многие плакаты, особенно ранние,
использовались для рекламы продукции. Плакаты по-прежнему используются для этой
цели, особенно яркими примерами являются плакаты, рекламирующие фильмы, музыку
(как концерты, так и записанные альбомы), комиксы и туристические направления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
·
Боркан, Гэри. Плакаты Первой мировой войны. Атглен: Schiffer Publishing Ltd., 2002 г.
·
Любин, Дэвид. Великие иллюзии: американское искусство и
Первая мировая война. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского
университета, 2016...
·
Элизабет Прелингер и Бартон С. Хакер, «Дух женской силы»:
изображение женщин на плакатах времен Первой мировой войны, в « Компаньоне по
женской военной истории» , изд. Бартон С. Хакер и Маргарет Вининг (Бостон:
Брилл, 2012 г.), 453–484.
·
Мишель Дж. Шовер, «Роли и образы женщин в пропаганде Первой
мировой войны», Политика и общество, 5, вып. 4 (декабрь 1975 г.): 469–486.
·
Тибо, Филипп (2018). Муха и ар-нуво
·
Зембах, Клаус-Юрген
(2013). L'Art Nouveau - L'Utopie de la Réconciliation
·
Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие
для студентов вузов. Я. Герчук. Москва: Аспект пресс, 2000. 320 с., ил.
·
Калитина Н. Н. Французская литография: Альбом. Ленинград:
Советский художник, 1969. 96 с., ил.
·
Калитина Н. Н. Французское изобразительное искусство конца
XVIII-XX веков: Учебник для вузов по специальности «История». Н. Калитина.
Ленинград: Издательство ЛГУ 1990. 274 с., ил.
·
Каталог первой международной выставки художественной афиши в
Москве Предисловие И. Н. Кнебеля. Москва, 1898. 55 с.
·
Левитин Е. С. Проблема графического языка в европейской гравюре
второй половины XIX века // Западноевропейское искусство второй половины XIX в:
Сборник статей. Москва: Искусство, 1975. 207 с., ил.
·
Международная выставка художественных афиш: Каталог / Сост. П.
П. Марсеру Санкт-Петербург, 1897. 66 с.
·
Никифорова И. А. Английский литографированный постер из собрания
Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: Каталог
выставок I Авт. сост. И. А. Никифорова. Москва: Сканрус, 2009. 271 с., ил.
·
Охочинский В. К. Плакат. Развитие и применение. Ленинград, 1926.
92 с.