Курсовая работа на тему: «Системы качества на основе стандартов ISO серии 9000»

Курсовая работа на тему: «Системы качества на основе стандартов ISO серии 9000»


ВАЖНО!!! 
Данная курсовая работа носит информационный характер! Если тебе нужна качественная учебная работа с высоким % оригинальности и бесплатными доработками по теме: "Системы качества на основе стандартов ISO серии 9000", то советуем обратиться к профессионалам! Узнай всю необходимую информацию на нашем официальном сайте.
Наши менеджеры на сайте ответят на все Ваши вопросы в режиме "онлайн"😇



Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Управление качеством и суть стандартов семейства ИСО 9000………5

2. Принципы менеджмента качества………………………………………..12

3. Назначение стандартов ИСО серии 9000…………………………………16

3.1 Назначение стандарта ИСО 9000: 2015 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь"………………………………..16

3.2 Назначение стандарта ИСО 9001: 2015 "Системы менеджмента качества. Требования"………………………………………………………...17

3.3 Назначение стандарта ИСО 9004: 2019 "Менеджмент для обеспечения устойчивого успеха организации. Подход к менеджменту качества"...18

Заключение……………………………………………………………………..20

Список литературы…………………………………………………………….22

 

 

Введение

Компаниям в самых разных отраслях приходится искать новые способы подтверждения качества своей работы и услуг в условиях насыщенного рынка и растущей конкуренции. Имидж и репутация компании — это ее самое мощное оружие для завоевания клиентов и ключ к ее выживанию. Это решающий фактор, влияющий на выбор потребителей в ситуациях, когда преимущество производителя менее очевидно.

В настоящее время при наличии сопоставимых предложений они с большей вероятностью выберут в качестве партнера или поставщика компанию с самой высокой репутацией. Это объясняется тем, что чем более позитивно компания оценивается влиятельными или авторитетными лицами или организациями, тем больше шансов завоевать доверие в решающий момент.

Одной из наиболее авторитетных международных организаций, компетентность и объективность которой не нуждается в доказательствах, является Международная организация по стандартизации (ISO). Эта организация разработала набор стандартов качества ISO 9000, которые могут быть применены к любой компании, независимо от размера и сферы деятельности. Стандарты ISO 9000 основаны на "Всеобщем управлении качеством", комплексном подходе к управлению качеством.

Поскольку сертификат, соответствующий стандартам ISO 9000, является официальным подтверждением гарантии качества продукции, работ и услуг, компании, которые могут представить сертификат ISO 9000, пользуются сильным одобрением и мощной поддержкой со стороны наиболее авторитетных международных организаций ISO. и является признаком динамичного развития компании, что имеет большой вес в глазах потенциальных клиентов и партнеров.

Впервые национальный стандарт для систем качества был установлен в Великобритании в 1983 году. Его целью было создание процедуры для компаний по внедрению и сертификации их систем качества. Вслед за Великобританией они были введены в действие в других европейских странах. Международная организация по стандартизации (ISO) опубликовала группу стандартов ISO 9000 по управлению качеством и обеспечению качества в 1987 году; стандарты ISO являются добровольными, но серия ISO 9000 была принята в качестве национальных стандартов в более чем 90 странах. Цель работы - на основе изучения теоретических положений, изложенных в научной и учебной литературе по проблеме качества изучить опыт управления качеством в передовых странах мира и рассмотреть различные позиции и тенденции относительно качества. В этой связи были поставлены следующие задачи: раскрыть понятие и принципы, этапы развития систем менеджмента качества; проанализировать особенности и требования международных стандартов серии ИСО 9000. Выбранная тема актуальна потому, что: необходимо раскрыть теоретические основы управления качеством, дать определения ключевым понятиям, таким как качество, система качества, управление качеством; охарактеризовать международный стандарт качества ИСО 9000, так как это даст нам определенное восприятие этого стандарта, его структуру и цель ИСО 9000;

Особенностью стандартов серии ИСО 9000 является то, что они предъявляют требования не к качеству продукции напрямую, а к системе организации управления производством, которое призвано обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества продукции.


1. Управление качеством и суть стандартов семейства ИСО 9000

Качество продукции является одним из важнейших критериев инновационного менеджмента. Именно от повышения качества продукции зависит степень выживаемости предприятия в рыночной среде, темпы научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и экономия всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Международная организация по стандартизации (ISO) трактует качество как совокупность характеристик объекта, связанных с его способностью удовлетворять установленные и предполагаемые потребности1.

Понятие качества продукции определено ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Оно определяется разделом "Термины и определения". Согласно этому документу, под качеством понимается совокупность характеристик, определяющих пригодность продукции удовлетворять конкретные потребности в соответствии с назначением.[3]

Система менеджмента качества – это набор процессов, направленных на обеспечение стабильного качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Система менеджмента качества (расшифровка СМК) является частью глобальной системы управления предприятием. С помощью СМК обеспечивается стабильно высокое качество выпускаемого продукта и оказываемых компанией услуг. Система менеджмента качества – это организационная структура и все разработки, ресурсы и операции, которые нужны для осуществления руководства качеством продукции. СМК необходима для улучшения качества работы, повышения конкурентоспособности компании на национальном и международном рынках. Существуют два вида систем СМК организации – универсальные и отраслевые. Универсальные СМК могут использоваться всеми предприятиями, вне зависимости от величины компании, вида деятельности, места расположения. Отраслевые системы разрабатываются под определенный вид деятельности. К примеру, стандарты для сельхозпредприятий, для компаний, разрабатывающих медицинское оборудование. Система менеджмента качества на предприятии функционирует следующим образом: Описываются и дорабатываются все элементы системы, в первую очередь процессы. Основной упор делается на удовлетворенность или неудовлетворенность потребителя. Весь персонал занимается улучшением СМК, внедренной на предприятии. Создается прозрачная и несложная система управления предприятия, непосредственно связанная с основной стратегией компании. Улучшение качества ведет к непрерывному совершенствованию самой СМК и всех сопутствующих процессов. Предприятие проводит регулярную самооценку, а также внутренний и сторонний аудит. Составные части менеджмента качества: Бизнес-процессы. Политика и цели компании или отельного подразделения, их соответствие ожиданиям внешних и внутренних потребителей. Выделение ресурсов и их распределение между ответственными лицами. Создание и внедрение методик измерения результативности и эффективности процессов по KPI. Цели и задачи системы менеджмента качества Система менеджмента качества на производстве создается для улучшения производимой продукции и удовлетворения всех ожиданий потребителей. Если компания соответствует всем международным требованиям и стандартам, она может получить сертификат на СМК, который выдается независимым сертифицирующим органом. Люди будут видеть, что предприятие выпускает товар мирового уровня и будут чаще совершать покупки. Задачи менеджмента СМК: Непрерывное повышение качества производимого товара и минимизация сопутствующих затрат. В процессе работы используется не только коррекция результатов, но полный цикл Деминга PDCA:

                       Этап

                        Описание

планирование

Постановка целей. Разработка процессов, необходимых для их достижения. Планирование отдельных операций для достижения целей каждого отдельного процесса, распределения ресурсной базы.

действие

Выполнение всех работ, которые были запланированы в первом пункте.

анализ

Проверка выполнения работ, сбор информации о результатах, расчет показателей, поиск и проверка возможных отклонений.

корректировка

устранение причин отклонения, перераспределение ресурсов.

 

Принципы системы менеджмента качества. Современные службы менеджмента качества основываются на семи принципах. Сами принципы описываются достаточно кратко, подробности можно уточнить в требованиях стандарта ИСО 9001: Ориентация на потребителя. Любая компания работает для того, чтобы выявлять, понимать и удовлетворять потребности своих клиентов. Следуя этому принципу, компания получает несколько преимуществ: увеличивает собственный доход и долю на рынке из-за своевременной реакции на рыночные изменения и ожидания заказчиков. увеличивает эффективность использования собственных ресурсов. увеличивает лояльность клиентов и повторных покупок. Лидерство – установка единой цели и внутренней среды. Создается рабочее окружение, в котором сотрудники полностью вовлечены в достижение общих целей. Чтобы достичь корпоративных целей, работники не просто должны к ним стремиться, но быть лидерами и подавать пример другим. Это приводит к следующим преимуществам: Разделение корпоративных целей и мотивированность на успех. Выстраивание, выполнение и оценка всех действий с помощью единых корпоративных принципов. Сокращение несогласованности между отделами и отдельными уровнями менеджмента в компании. Взаимодействие сотрудников. Для достижения корпоративных целей по качеству продукции нужно добиться предельной заинтересованности сотрудников в выполняемой работе. Это достигается с помощью повышения эффективности управления персоналом. Среди основных плюсов: Мотивация и вовлеченность персонала во все внутрикорпоративные процессы, как следствие – повышение эффективности труда. Сотрудники чаще выдвигают интересные предложения и внедряют инновации, благодаря чему появляется возможность скорейшего достижения корпоративных целей. Процессный подход. Принцип подразумевает, что операции и ресурсы, которые необходимы для их выполнения, являются системой взаимосвязанных процессов. Соответственно, определены точки входа и выхода, ресурсы, операции и их взаимосвязь. Это позволяет снизить затраты на выпуск продукции и сократить производственный цикл. Улучшение – это непрерывное развитие компании, увеличение ее возможностей и своевременная реакция на изменения, которые постоянно возникают во внутренней и внешней среде. Принятие управленческих решений, основанных на фактах, но не на домыслах или субъективных мнениях. Эффективность принятых решений обосновывается анализом фактических данных. При необходимости анализ достоверной информации позволяет вносить обоснованные корректировки в решения, которые были приняты ранее. Взаимовыгодные отношения с поставщиками и другими заинтересованными сторонами. Эти семь принципов образуют основу стандартов СМК.

Управление качеством - действия, предпринимаемые в процессе создания и эксплуатации или потребления продукции для установления, обеспечения и поддержания требуемого уровня качества [[1]].

Непосредственными объектами управления в данном случае являются показатели и характеристики качества продукции, факторы и условия, влияющие на его уровень, и процессы формирования качества продукции на различных этапах жизненного цикла.

Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, действующие на разных иерархических уровнях и выполняющие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

Структура управления качеством продукции - это совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, использующих принципы, методы и функции управления на разных стадиях жизненного цикла продукции и на разных уровнях управления качеством.

Структура управления качеством продукции должна обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, к которым, в частности, относятся

o Прогнозирование потребностей рынка, технологического уровня и качества продукции;

o Планирование повышения качества

o Стандартизация и нормирование требований к качеству

o Разработка продукции и запуск производства

o Производственные процессы и процедуры

Выстраивать отношения в области качества с поставщиками сырья, полуфабрикатов и компонентов. Построение отношений в области качества между производственными площадками и клиентами

o Обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех этапах жизненного цикла;

o Контроль и испытания качества продукции;

o Предотвращение дефектов в производстве;

o Сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;

o Внутренний учет и отчетность по качеству

o Внутренний контроль качества (правовой, информационный, материальный, технический, метрологический, организационный, технический и финансовый);

o Специальная подготовка и повышение квалификации.

Для характеристики механизма управления качеством продукции необходимо использовать общий методологический подход к структуризации сложных экономических систем, который позволяет выделить в составе этого механизма ряд общих, специальных и вспомогательных подсистем.

К общей подсистеме механизма управления качеством продукции следует отнести такие подсистемы, как прогнозирование и планирование технического уровня и качества продукции, регулирование качества продукции, непосредственно связанное с производством, контроль качества, учет и анализ изменения уровня качества, стимулирование и ответственность за качество.

К специальным подсистемам механизма управления качеством продукции относятся такие подсистемы, как стандартизация, испытания продукции, предупреждение дефектов в процессе производства, сертификация и проверка качества.

К обеспечивающим подсистемам структур управления качеством относятся подсистемы правового, информационного, материального, технического, метрологического, кадрового, организационного, технического и финансового обеспечения управления качеством продукции.

Эффективное управление качеством продукции — это активное использование экономических и организационных рычагов при разработке, производстве и эксплуатации продукции.

Каждая компания имеет ту или иную систему менеджмента качества (СМК). Важно, насколько хорошо она соответствует требованиям бизнеса компании: СМК — это способность систематически реализовывать стремления, цели и задачи компании в области качества. СМК — это единое целое, включающее организационную структуру компании, процессы и ресурсы, а также их эффективное и результативное управление. СМК - это не отдельная система. а скорее о концепции системы. Другими словами, система менеджмента качества — это концепция, которая рассматривает вопросы качества в деятельности организации. Деятельность по управлению качеством не может быть отделена от общей деятельности организации. Поскольку управление качеством специфично для каждой компании, каждой системе качества должно быть присвоено название компании.

Управление качеством — это долгосрочная деятельность. Лидерство в области качества — это личная категория. Лидеры поддерживают последовательность целей и обеспечивают интеграцию лидерства в области качества с бизнесом. Лидер несет ответственность за обязательства перед персоналом, владельцами, клиентами, партнерами и обществом. Лидеры не могут делегировать личную ответственность за качество.

Руководство определяет распределение ответственности, полномочий и взаимодействие каждого подразделения в рамках системы менеджмента качества. Объем полномочий зависит от важности принимаемых решений. Систематический подход к управлению качеством означает, что управление качеством является функцией каждого подразделения в организации. Весь персонал должен осознавать важность своей деятельности, свою роль в достижении установленной политики и целей, а также свой вклад в выполнение требований потребителей.[[2]]

Суть ISO 9000 заключается в применении так называемых "правил доверия" в экономически обоснованной форме, позволяющей рационально использовать ресурсы отдельных предприятий и экономики в целом Для понимания сути ISO 9000 не следует путать два основных понятия - сертификация систем качества и управление качеством. их необходимо разделять.

Управление качеством - это одна из функций управления предприятием, обеспечивающая качество услуг и продукции на действительно высоком уровне за счет рационального и грамотного производства и его поддержания Серия стандартов ISO 9000 представляет собой методологию разработки и создания системы менеджмента качества, в соответствии с которой, официально сертифицирована, т.е. подтверждена и признана, независимым аккредитованным органом по сертификации.

Сертификация системы менеджмента качества демонстрирует другим участникам рынка, что СМК компании разработана, организована и эффективно функционирует в соответствии с определенными требованиями и что она предоставляет высококачественные, последовательные услуги и продукцию.

Серия стандартов ISO 9000 признана во многих странах с развитой экономикой. В России серия стандартов, аналогичных ISO 9001: 2015, ГОСТ Р ИСО 9001-2015, действует с 2015 года.

Сертификация СМК по стандарту ISO 9000 не является обязательным требованием для производителей. Даже в странах с более развитой промышленностью сертификация ISO 9000 является законным требованием для поставщиков аэрокосмического и оборонного сектора и других отраслей, где качество продукции влияет на безопасность людей. Тем не менее, сертификация ISO 9000 часто является ключом к успеху и выходу на многие рынки; сертификация ISO 9000 — это знак, который показывает, что компания является членом цивилизованного общества и делового сообщества.

Кроме того, многие организации требуют от своих поставщиков продукции внедрения сертифицированной системы управления качеством. Учитывая вышесказанное, можно предположить, что системы качества, основанные на стандартах серии ISO 9000, были введены для того, чтобы дать компаниям больше уверенности в своих поставщиках.

Описание: Структура и состав стандартов ИСО 9000

Рисунок 1 – Структура и состав стандартов семейства ИСО-9000

Суть стандартов ISO заключается в универсальности серии. Эти стандарты не обеспечивают абсолютных стандартов качества для какого-либо конкретного вида услуг или продукции. Качество — это способность услуги или продукта удовлетворять потребности людей, и, наоборот, потребности бесконечно изменчивы; ISO 9000 предоставляет методологию функционирования и саморегулирования системы качества, которая учитывает изменяющиеся потребности клиентов, тем самым обеспечивая и поддерживая высокий уровень качества услуг и продуктов. Другими словами, обеспечивать высокий уровень удовлетворенности потребителей.

2. Принципы менеджмента качества

Серия стандартов ISO 9000 отражает философию управления качеством. Эта философия является основой для создания и развития системы качества в любой организации. Система менеджмента качества основана на семи принципах. Принципы менеджмента качества изложены очень лаконично, но идеи, заложенные в формулировках принципов, получают дальнейшее развитие в конкретных требованиях ISO 9001. Каждый принцип может быть подробно рассмотрен в некоторых требованиях стандарта.

Принципы менеджмента качества были включены в издание стандарта 2015 года. Эти принципы были развиты в ISO 9000:2015 "Системы менеджмента качества. Основные принципы и глоссарий терминов". На рисунке 2 показаны основные принципы СМК.

Описание: Изображение выглядит как текст, диаграмма, снимок экрана, круг

Автоматически созданное описание

Рисунок 2 – Принципы системы менеджмента качества

1) Организации, ориентированные на клиента - поскольку организации зависят от своих клиентов, они должны понимать текущие и будущие потребности своих клиентов и стремиться удовлетворить их требования и превзойти их ожидания.

Этот принцип гласит, что все организации предназначены для удовлетворения потребностей клиентов, а не наоборот. С точки зрения менеджмента качества, вся деятельность организации должна быть направлена на выявление, понимание и удовлетворение потребностей клиентов.

Основные выгоды от внедрения этого принципа включают:

- Увеличение доходов и доли рынка за счет более гибкого и быстрого реагирования на изменения рынка;

- Повышение эффективности использования организационных ресурсов за счет повышения удовлетворенности клиентов; и

- Увеличение количества повторных заказов за счет повышения лояльности клиентов.

2) Лидерство в управлении - менеджеры устанавливают единство цели, направления и внутренней среды организации. Они также создают среду, в которой люди полностью вовлечены в достижение целей организации.

Для эффективного достижения целей организации руководители должны не только хотеть их достичь, они должны быть лидерами в их достижении и подавать пример всем остальным сотрудникам в их достижении.

Основные преимущества реализации этого принципа включают:

- Сотрудники организации будут разделять цели организации и тем самым будут более мотивированы на их достижение;

- Все модели поведения в организации будут структурированы, реализованы и оценены на основе единого, последовательного набора принципов;

- Уменьшение несогласованности и недопонимания между различными уровнями управления в организации;

3) Вовлечение персонала - сотрудники на всех уровнях являются сутью организации, и их полное вовлечение позволяет использовать их возможности на благо организации.

Люди в организации могут работать хорошо и эффективно, только если они увлечены своей работой. Организации должны создавать условия для того, чтобы люди проявляли максимальный интерес к своей работе для достижения своих целей в области качества.

Основными преимуществами реализации этого принципа являются:

- Мотивация сотрудников, активное участие и вовлеченность во все организационные процессы, что повышает эффективность их работы;

- Сотрудники мотивированы к развитию и инновациям в своей работе и работе организации, что позволяет быстрее достигать организационных целей; и

- Сотрудники берут на себя все больше и больше ответственности за свои собственные предложения и инновации; и

- сами сотрудники становятся более готовыми к участию и сотрудничеству в процессе постоянного совершенствования организации.

4) Процессный подход - желаемые результаты могут быть достигнуты более эффективно, если управлять соответствующими ресурсами и деятельностью как процессами.

Каждая деятельность в организации должна рассматриваться как процесс, и поэтому взаимосвязь между входами, выходами, ресурсами, операциями и всеми этими компонентами процесса должна быть четко определена и не должна быть двусмысленной.

Основными преимуществами внедрения этого принципа являются

- Эффективное использование ресурсов снижает затраты и сокращает производственные циклы;

- Результаты предсказуемы, воспроизводимы и при необходимости могут быть улучшены; и

- Возможности для улучшения приоритетны.

5) Непрерывное совершенствование - Непрерывное совершенствование является постоянной целью организации.

Этот принцип определяет необходимость непрерывного развития организации.

Основными преимуществами реализации этого принципа являются:

- Преимущества достигаются за счет улучшения потенциала организации;

- деятельность по улучшению, осуществляемая на всех уровнях организации, встроена в последовательную стратегию организации; и

- возможность быстро реагировать на новые изменения во внешней среде организации.

6) Подход к принятию решений на основе фактов - эффективность решений основывается на логическом анализе данных и информации.

Каждое решение, каждое управленческое действие должно быть основано только на объективных данных, объективных доказательствах и никогда не должно основываться на предположениях, догадках или субъективном мнении.

Основными преимуществами внедрения этого принципа являются

- Каждое решение обосновывается набором достоверных данных;

- обоснованность решений может быть подтверждена путем анализа доказательств; и

- обоснованные изменения могут быть внесены в решения, принятые в прошлом; и

7) Управление взаимоотношениями - Взаимовыручка между организацией и ее поставщиками улучшает способность обеих организаций создавать ценность.

Этот принцип фокусируется на развитии организацией своих поставщиков. Когда поставщики способны обеспечить постоянный уровень качества своей продукции, это дает возможность организации уменьшить контроль продукции со стороны поставщиков, сократить управление поставщиками и тем самым снизить стоимость производимой продукции.

Основными преимуществами реализации данного принципа являются

- Оптимизируются затраты и ресурсы;

- обе стороны (организация и поставщик) будут мотивированы к совместным действиям при изменении рыночных условий; и

- повышается ценность взаимного партнерства между организацией и поставщиком.

От того, насколько хорошо менеджеры и сотрудники понимают принципы менеджмента качества, зависит, насколько хорошо работает система качества в целом.

Создав систему качества в соответствии с ISO серии 9000, организация может внедрить принципы менеджмента качества в свою практику. Каждый из вышеперечисленных принципов отражен набором требований в ISO 9001. Поэтому, когда организация разрабатывает и внедряет способы реализации этих требований в своей деятельности, она тем самым реализует принципы менеджмента качества.

Построение системы качества по стандартам ИСО серии 9000 позволяет организации внедрить принципы менеджмента качества в практику своей работы. Каждый из указанных выше принципов отражен в стандарте ИСО 9001 набором требований. Поэтому, когда организация разрабатывает и внедряет методы реализации этих требований в своей работе, она тем самым внедряет принципы менеджмента качества.


3. Назначение стандартов ИСО серии 9000

Международная организация по стандартизации установила серию стандартов на системы менеджмента качества под номерами от 9000 до 11000. Эта серия стандартов определяет требования, относящиеся к системе менеджмента, а не к продукции или услугам, предоставляемым организацией или компанией. Она состоит из стандартов, которые непосредственно выражают требования, стандартов, которые предоставляют справочную информацию и руководство, и стандартов, которые предоставляют (разъясняют) конкретные вопросы для систем менеджмента качества.

Первоначально семейство ISO 9000 состояло из нескольких стандартов, представляющих системы менеджмента качества (модели систем качества по ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003). С тех пор в этой серии осталась только одна модель системы качества - ISO 9001. Кроме того, появились и более новые стандарты, связанные с системами менеджмента качества, но пронумерованные вне серии.

Наиболее распространенными стандартами этой серии являются ISO 9000: 2005 (бывший ISO 9000: 2000), ISO 9001: 2008 (бывший ISO 9001: 2000), ISO 9004: 2009 (бывший ISO 9004: 2000), 2015 (бывший ISO 9001: 2008). Первый из них является стандартом терминологии системы качества, второй - требований к системе качества, а третий - руководством по разработке системы качества.

3.1 Назначение стандарта ИСО 9000: 2015 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь"

ISO 9000: 2015 направлен на установление общего понимания терминов и понятий, используемых в серии стандартов ISO 9000. В нем определены основы системы менеджмента качества и принципы, используемые для создания системы качества.

Системы менеджмента качества на современном уровне развития — это не просто технические организационные системы или набор взаимосвязанных практик и методов управления, а идеология организационного менеджмента. Все идеологии основаны на предположениях или принципах, из которых вытекает идеология. Именно на основе этих принципов строится вся теоретическая и практическая база: ИСО серии 9000 — это практическая основа идеологии менеджмента качества. Поэтому ISO 9000: 2015 содержит не только терминологию и определения, но и основные принципы менеджмента качества, на которых строятся требования к системе качества и методы реализации этих требований.

Стандарт ISO 9000: 2015 состоит из следующих разделов:

Раздел 1 Область применения - определяет заинтересованные стороны, которым могут потребоваться положения настоящего стандарта.

Раздел 2 Основы системы менеджмента качества - объясняет обоснование создания системы качества, описывает процессный подход, используемый в стандартах серии ISO 9000, определяет цели политики и задач в области качества, документации системы качества и роль статистических методов.

Раздел 3 Терминология и определения - содержит объяснение терминологии, используемой в стандартах ИСО серии 9000.

Приложение А - содержит методологию, использованную при разработке стандарта.

Приложение В - содержит алфавитный указатель терминов.

Приложение С - Библиография - содержит список стандартов, использованных при разработке ISO 9000: 2015.

По сравнению с предыдущим изданием настоящего стандарта (ISO 9000: 2008), в издании 2015 года добавлены некоторые определения и пояснительный текст, чтобы учесть более поздние документы серии и привести его в соответствие с ISO 9000.

3.2 Назначение стандарта ИСО 9001: 2015 "Системы менеджмента качества. Требования"

Стандарт ISO 9001: 2015 (ранее ISO 9001: 2008) используется при разработке и внедрении системы менеджмента качества компании, для последующей сертификации и при заключении договоров с другими компаниями, предъявляющими требования стабильности и надежности для выполнения договорных обязательств.

Требования, содержащиеся в ISO 9001: 2015, являются общими и предназначены для применения ко всем организациям, независимо от вида деятельности, размера организации или поставляемой продукции (услуг). Стандарт определяет, что должно быть сделано для внедрения системы качества, но не то, как это должно быть сделано. Такой подход делает требования стандарта универсальными и применимыми к любой организации. Компании выбирают способ реализации требований, исходя из собственных потребностей и возможностей.

Стандарт ISO 9001: 2015 состоит из следующих разделов

Раздел 1 Область применения - описывает общие положения стандарта и их применение в организации. В нем также определены случаи, когда организация, разрабатывающая и внедряющая систему качества, может быть освобождена от требований стандарта.

Раздел 2 Нормативные ссылки - содержит ссылки на стандарты серии ISO 9000.

Раздел 3 Терминология и определения - содержит термины и определения, используемые в стандарте.

Раздел 4 Система менеджмента качества - устанавливает общие требования к системам менеджмента качества, контролю документов и записям о качестве.

Раздел 5 Ответственность руководства - устанавливает требования, относящиеся к ответственности руководства за создание, внедрение и функционирование системы менеджмента качества. Он относится к высшему руководству и руководству организации.

Раздел 6 Управление ресурсами - устанавливает требования к ресурсам, необходимым для создания, внедрения и функционирования системы качества. Эти ресурсы включают человеческие ресурсы, физические ресурсы, инфраструктуру и рабочую среду.

Раздел 7 Процессы жизненного цикла - определяет требования к основным и вспомогательным процессам предприятия. Этот раздел содержит самые широкие требования, применимые к основной деятельности предприятия по управлению процессами производства продукции или предоставления услуг.

Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение - определяет требования к анализу, измерению и улучшению систем менеджмента качества, процессов и продукции (предоставляемых услуг).

Приложение А - показывает соответствие между разделами ISO 9001: 2015 и ISO 14001: 2004 (Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению). Показана взаимосвязь между этими стандартами, позволяющая организациям создавать интегрированные системы менеджмента качества и экологического менеджмента.

Приложение B - Изменения в тексте стандарта ISO 9001: 2015 по сравнению с текстом предыдущего издания стандарта ISO 9001: 2008.

Приложение C - Библиографическая справка, в которой перечислены стандарты, использованные при разработке ISO 9001: 2015.

3.3 Назначение стандарта ИСО 9004: 2019 "Менеджмент для обеспечения устойчивого успеха организации. Подход к менеджменту качества"

ISO 9004: 2009 содержит руководство по непрерывному улучшению общей эффективности и результативности организации на основе процессного подхода. Он также учитывает долгосрочную перспективу и фокусируется на сбалансированном удовлетворении потребностей и ожиданий клиентов и других заинтересованных сторон.

По сравнению с ISO 9001:2008, который предусматривает управление качеством и удовлетворенностью потребителей, ISO 9004:2015 предлагает более широкую перспективу управления качеством, в частности, повышение результативности. Он может быть полезен для организаций, в которых руководство стремится к постоянному улучшению, выходящему за рамки ISO 9001, через удовлетворение потребителей и других заинтересованных сторон.

ISO 9004: 2015 является важным инструментом, который позволяет организациям улучшать качество своей продукции и услуг для клиентов путем поощрения самооценки:

- Бенчмаркинг с уровня зрелости, охватывающего лидерство, стратегию, ресурсы и системы управления процессами.

- Определить сильные и слабые стороны компании.

- определение возможностей для улучшения и инноваций.

Самооценка может быть ключевым элементом процесса стратегического планирования любой организации.

По словам руководителя ISO 9001 Хосе Домингеса, "цель удовлетворения потребителя качеством продукции была расширена в ISO 9004: 2009, чтобы включить удовлетворение заинтересованных сторон и организационные показатели". "Объединив ISO 9001 и ISO 9004, вы сможете получить максимальную выгоду для вашей организации. можно получить максимальную выгоду от СМК вашей организации.

ISO 9004: 2009 заменяет ISO 9004: 2000. На основе восьмилетнего опыта внедрения этого стандарта в мире в его структуру и содержание были внесены значительные изменения по сравнению с предыдущим изданием; примером важного изменения (возможно, самого важного) в структуре ISO 9004 является то, что "содержание" стандарта больше не является советами о том, как построить СМК, но он начинается с главы, содержащей руководство по управлению устойчивой организацией.

ISO 9004: 2019 и ISO 9001: 2015 дополняют друг друга, но ISO 9004: 2019 может использоваться и самостоятельно. Он не предназначен для сертификации третьей стороной, нормативного или договорного использования, а также не является руководством по сертификации в соответствии с ISO 9001: 2015.

ISO 9004: 2019 состоит из следующих разделов

Раздел 1 Область применения - в данном разделе указано, для каких целей может применяться стандарт.

Раздел 2 Стандарты со ссылками - приведены названия стандартов, на которые даны ссылки в ISO 9004: 2009.

Раздел 3 Термины и определения - содержит определения, использованные в настоящем стандарте.

Раздел 4 Менеджмент для устойчивого организационного успеха - содержит руководство по управлению системами и процессами и использованию принципов менеджмента качества.

Раздел 5 Стратегия и политика - устанавливает требования к разработке политики и стратегии, процессам и практике.

Раздел 6 Управление ресурсами - этот раздел дополнен требованиями по вовлечению сотрудников, управлению информацией, управлению поставщиками и партнерами, управлению природными ресурсами и финансами.

Раздел 7 Управление процессами

Раздел 8 Мониторинг, измерение, анализ и изменения

Раздел 9 Совершенствование, инновации и обучение

Приложение А - содержит руководство по проведению самооценки организации, а также список вопросов для самооценки.

Приложение B - содержит общий подход к процессу непрерывного совершенствования.

Приложение C - библиографическая информация; соответствие между ISO 9004: 2009 и ISO 9001: 2015.


Заключение

Единственным неоспоримым доказательством качества продукции и услуг компании является независимая оценка требований к качеству выполняемых процессов, указанных в стандартах ISO серии 9000. В конце концов, эта сертификация не является локальной и мгновенной, а поддерживается и подтверждается многолетним опытом применения стандартов серии ISO 9000: сертификат ISO 9000 одобрен всемирно известными организациями ISO, которые признают его высокий статус, серьезный имидж, авторитет и уважение. Он зарекомендовал себя во всем мире как способ подтверждения высокого статуса, серьезного имиджа, надежности и респектабельности компании.

Принятая в качестве национального стандарта в более чем 90 странах мира, серия ISO 9000 применима к любому бизнесу, независимо от размера, сферы деятельности или области работы.

Разница между стандартами семейства ISO 9000 на системы менеджмента качества и Моделью совершенства заключается в сфере их применения: семейство ISO 9000 содержит требования к системам менеджмента качества и рекомендации по их улучшению, а оценка систем менеджмента качества показывает, как эти требования выполняются. Оценка системы менеджмента качества показывает, как выполняются эти требования. Модель совершенства содержит критерии для сравнения и оценки деятельности организации, которые применимы ко всем видам деятельности и всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки модели совершенства обеспечивают основу для сравнения деятельности организации с деятельностью других организаций.

ISO 9000 — это стандарт, разработанный для того, чтобы помочь организациям всех типов и размеров внедрить и эксплуатировать эффективные системы менеджмента качества.

ISO 9000 обеспечивает основу для систем менеджмента качества и определяет термины, связанные с системами менеджмента качества.

ISO 9001 определяет требования к системе менеджмента качества, направленные на повышение удовлетворенности потребителей, и требует от организаций продемонстрировать свою способность поставлять продукцию, соответствующую требованиям потребителей и применимым основным требованиям.

ISO 9004 устанавливает руководство по проверке результативности и эффективности системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является повышение результативности деятельности организации и удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Вместе они образуют целостный стандарт на системы менеджмента качества и способствуют взаимопониманию в национальной и международной торговле.

Подходы к системам менеджмента качества в семействе стандартов ISO 9000 и модели совершенства основаны на общих принципах. Все эти подходы основаны на следующем:

a) предоставление организациям возможности определить свои сильные и слабые стороны;

b) возможность оценки по общей модели;

c) обеспечивает основу для постоянного улучшения; (d) обеспечивает основу для постоянного улучшения; (d) обеспечивает основу для постоянного улучшения.

d) включает методы внешней оценки.


Список литературы

1.Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004, стр176

2. Плетнева Н.П., стандарты ИСО 9000 – первая ступень делового совершенства / «Менеджмент в России и за рубежом», №1, 2006, стр. 104-107

3. ГОСТ Р ИСО 9000: 2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и глоссарий.

4. ГОСТ Р ИСО 9001: 2015 Системы менеджмента качества. Требования.

5. ГОСТ Р ИСО 9004: 2009 Менеджмент для устойчивого организационного успеха. Подходы к управлению качеством.

6. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 6-е изд. переработанное и дополненное - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2021 г. - 656 с.

7. Гапоненко, А.Л. Менеджмент: учебники и практикумы для среднего профессионального образования / А.Л. Гапоненко; ответственный редактор А.Л. Гапоненко. - М.: издательство "Брайт", 2021.- 396 с.

8. Гапоненко А.Л. Теория менеджмента: учебник для среднего профессионального образования / А.Л. Гапоненко, М.В. Савельева. - 2-е издание, переработанное и дополненное - М.: Издательство Право, 2021 г. - 336 с.

9. Генкин Б.М. Мотивация и эффективная организация труда (теория и практика): монография / Б.М. Генкин. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2020 г. - 352 с.

10. Грушенко, В. И. менеджмент. признание сущности управления в условиях стратегических изменений: учебник / В. И. Грушенко. - М.: ИНФРА-М, 2019 г. - 288 с.

11. Деминг, Э. менеджмент в новую эпоху: простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке / Эдвардс Деминг; перевод с английского - М.: Альпина Паблишинг, 2019 г. - 182 с.

12. Егоршин, А. П. Карьера талантливого менеджера: научно-популярное издание / А. П. Егоршин, С. Г. Захарова. - 2-е переработанное издание. - М.: Логос; Нижний Новгород: НИЭМ, 2020 г. - 376 с.

13.Егоршин А.П. Эффективное управление организациями: учебник / А.П. Егоршин. - М.: ИНФРА-М, 2021 г. - 388 с.

14. Елиферов, В.Г. бизнес-процессы: регламентация и управление: учебник / В.Г. Елиферов, В.В. репин. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 319 с.

15. Иванова, И.А. Менеджмент: учебник и практикум для вузов / И.А. Иванова, А.М. Сергеев. - М.: Издатель Свет, 2020.- 305 с.

16. Иванова, Т.Ю. Теория менеджмента. Синергетический менеджмент: учебник для вузов / Т. Иванова, Э. Коротков, В. Приходько. - М.: Издательство Свет, 2021.- 331 с.

17. инновационный менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.А. Антонец [и др]; под ред. В.А. Антонец, Б.И. Бедного. - 2-е изд. обновленное и дополненное. - М.: Моск. гос. ун-т. Издательство Право, 2021 г. - 303 с.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...