Курсовая работа на тему: "Взаимодействие семьи и школы"

Курсовая работа на тему: "Взаимодействие семьи и школы"


ВАЖНО!!! 
Данная курсовая работа носит информационный характер! Если тебе нужна качественная учебная работа с высоким % оригинальности и бесплатными доработками по теме: "Взаимодействие семьи и школы", то советуем обратиться к профессионалам! Узнай всю необходимую информацию на нашем официальном сайте.
👇👇👇
Наши менеджеры на сайте ответят на все Ваши вопросы в режиме "онлайн"😇



Содержание

 

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы психологического  взаимоотношения школы и семьи.....................................................................................................7

1.1.Понятие семейного воспитания в системе педагогических наук……………………………………………………………...........................7

1.2. Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка..............................................................................................................11

1.3. Педагогические основы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе...............................................................................15

Глава 2. Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания........................................................................................................21

2.1. Формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы............................................................................................................21

2.2. Организационно-педагогическая работа школы с родителями...........26

2.3. Рекомендации родителям по воспитанию детей...................................29

Заключение......................................................................................................33

Список используемой литературы.................................................................35

 

 

Введение

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и актуальных проблем образования является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Скоординировать усилия школы и семьи – значит устранить противоречия, создать однородную воспитательную и развивающую  среду. Взаимодействие семьи и школы основывается на общей цели: сформировать сотруднические отношений между всеми участниками педагогического процесса.

Общей задачей взаимодействия семьи и школы является обеспечение качественного образования, работа по профессиональной  ориентации детей, воспитание нравственности  и культуры поведения,  формирование потребности в здоровом образе жизни.

Проблема взаимоотношений семьи и школы - относительно молодая проблема в педагогике. До XX века в зарубежной и русской педагогике существовало четкое разделение воспитания семейного и воспитания в учебном заведении.

Проблемы семейного воспитания рассматривали в своей педагогической деятельности Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци и т.д. К.Д. Ушинский одним из первых ввел в педагогику понятие коллектива воспитателей, как средства нравственного воспитания ребенка. Н.И. Пирогов выдвинул идею гармонического единства действий главных деятелей воспитания. На рубеже IX и XX веков впервые появляется идея взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания ребенка. К.Н. Вентцель наряду с проблемами семейного воспитания, просвещения родителей поднимает проблему связи школы с родителями. Н.К.Крупская была одним из первых педагогов, пропагандирующих идею тесного взаимодействия школы с семьей. A.C. Макаренко говорил о создании именно коллектива воспитателей, включая в него и родителей, о наличии единой воспитательной стратегии, согласованности воздействий. С.Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы и окружающей среды, частью которой является семья школьника.

Семейное, школьное и социальное воспитание ребенка осуществляется в темном единстве. Педагоги и родители воспитывают одних и тех же детей,  имеют общие  цели и задачи воспитания. Сотрудничество педагогов и родителей дает возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций и сторон, в разных ситуациях, а значит помочь друг другу в понимании его индивидуальных особенностей, в преодолении негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентаций.Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены.

Цель работы: определить психолого-педагогические условия оптимального взаимодействия школы и семьи как основу развития педагогической культуры родителей.

Объект исследования: взаимодействие школы и семьи.

Предмет исследования: работа школы над повышением воспитательного потенциала семьи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Проанализировать педагогические основы взаимодействия школы и семьи.

2.Выявить роль семьи в формировании личности ребенка.

3.Определить характерные черты и проблемы семейного воспитания, особенности педагогического просвещения родителей..

4.Теоретически разработать и дозволить формы и методы работы с родителями в современной школе.

В процессе выполнения курсовой работы нами были использованы следующие исследовательские методы:

теоретические - анализ педагогической и психологической литературы, систематизация информации, моделирование; обобщение и сравнение, конкретизация, прогнозирование;

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы психологического  взаимоотношения школы и семьи

1.1. Понятие семейного воспитания в системе педагогических наук

Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Данная ценность является непреходящей. Она никогда не утратит своей значимости, нужности, переходящей в необходимость. Ее не сможет заменить ни один социальный институт, каким бы совершенным он ни был.

На данном этапе развития семейной педагогики достаточно хорошо представлена теоретическая база. Вклад, который внесли выдающиеся педагоги прошлого, неоценим. На каждом историческом этапе развития общества семейная педагогика совершенствовалась, вбирая в себя все лучшее из нового, но в то же время оставляя весь лучший опыт прошлого. Данный опыт хорошо представлен в трудах П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, М. К. Цебриковой, Е. А. Аркина.

Теория семейного воспитания П. Ф. Лесгафта интересна с точки зрения гуманизма, любви к ребенку. Она насыщена любовью и уважением к нему. Истинная забота о ребенке требует изучения его психических и физических особенностей. Лесгафт талантливо восполнил пробелы в отечественной педагогике, связанные о вопросами физического и семейного воспитания. Оправдалось и предвидение Ушинского, что серьезная разработка теории физического развития может быть сделано ученым — врачом и педагогом. Лесгафт снискал уважение современников за свою подвижническую общественную деятельность в области просвещения.

В своей теории семейного воспитания Лесгафт выдвигает существенное требование, которое необходимо предъявить воспитателю и учителю, родителю, берущему на себя обязанность воспитания, руководства ребенком, вступающим в школу, — это понимание ребенка, его психических и индивидуальных свойств, так как, не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного поступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностёй ребенка с его школьной обстановкой и семейной дисциплиной. [6,с. 274-275]

Важно, чтобы каждый воспитатель отдавал себе ясный отчет во всех требованиях, которые ставят ребенку в стенах школы, и строго следить за тем влиянием, какое оказывает на ребенка школьный порядок.

Лесгафт говорил о бездумном воздействии на ребенка родителей и воспитателей, совершенно не отдающих себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры; а ведь подобное бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни.[6, с. 274-275]

Кому не известно, что воспитание (и в семье и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно учить, причем под словом «учить» нередко подразумевают: взыскать, наказать, пригрозить и т. д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, не отдавая себе отчета в каждом шаге; если не «познать себя», не приучиться связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы принудительного характера по-прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту.[6,с.275]

Среди педагогических проблем, которые освещал А.С.Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения - о воспитательной роли коллектива. А. С. Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена, указывает, что семь – это более мощный воспитательный фактор, что семья может сделать больше, чем предполагается. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А. С. Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрезвычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.

В основе семейного воспитания, по М. К. Цебриковой, должен лежать «человечный» подход» [13, с.55], подразумевающий взгляд на ребенка как на личность, а не на бесправное существо.

Анализируя влияние социальной среды на формирование личности, М.К.Цебрикова отмечала, что семья — ведущий фактор воспитания и развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Общественный строй указывает программу воспитания, социальная среда дает направления выполнения данной программы. Часто приходится слышать жалобы родителей на то, что они не властны создать для ребенка здоровую среду. Создать не властны, но в их силах нейтрализовать вредное влияние. Если в семье нормальные отношения между родителями и детьми, если родители стараются понять детскую душу и условия, при которых можно влиять на нее, «если она здоровая и разумная семья, то всякие другие влияния стушуются перед ее влиянием» [13, с. 55]

В статье «Несчастия детства» М.К.Цебрикова показала, что больше всего омрачает жизнь детей разлад между родителями, их невоспитанность, постоянная атмосфера недовольства, хмурые лица и т.д. Все это ранит детскую душу, оставляет на ней безобразные нравственные шрамы.

Другие ошибки семейного воспитания педагог-мыслитель видела «в безграничной любви родителей к детям, которые живут только для них» [13, с. 58], лишают детей самостоятельности, «оберегают от другого влияния, ставя себя на пьедестал всезнающего авторитета», создают из детей кумиров, которые вырастают эгоистами.

Таким образом, в педагогическом наследии М. К. Цебриковой мы обнаруживаем те истины, которые помогают найти выход из духовного кризиса семьи: «строй жизни ребенка в руках семьи, семья может тащить детей к отжившим идеалам или поднимать их к идеалам, которые вступают в жизнь и за которыми будущее» [22, с. 58].

В основе семейного воспитания, по Е.А.Аркину, должен лежать личностный подход. Он писал, что врач в своей деятельности руководствуется основным правилом медицины: лечат не болезнь, а больного, так как одной и той же болезнью каждый болеет по-своему, и каждый больной нуждается в особых средствах и методах лечения. Еще в большей мере этим правилом должны руководствоваться воспитатели и родители. "Надо воспитывать не поведение или характер вообще, а поведение и характер данного ребенка, у которого есть свои особенности, свои условия жизни, свой уже проделанный жизненный путь, наложивший печать на его развитие".[2,с. 80]

Для успеха в семейном воспитании необходимо повседневное, систематическое и целенаправленное общение родителей с детьми. И здесь Е. А. Аркин обращал внимание родителей на то, что в воспитании необходимо чувство меры. С одной стороны, любовь, ласка, приветливое обращение столь же необходимы для физического и душевного развития ребенка, как солнечный свет и чистый, богатый кислородом воздух. С другой стороны, заласкивающее, изнеживающее воспитание расслабляет силы ребенка, разлагает его личность, формирует в нем беспомощного, безвольного, малоценного члена общества [5, с. 82].

Е. А. Аркин справедливо утверждал, что ребенок сам по себе не готовится к будущей жизни, а живет настоящим. При этом ребенок — "существо активное, и свою активность он жаждет проявить в действии", в деятельности. Организация жизнедеятельности ребенка в семье рассматривается Е. А. Аркиным как основа системы семейного воспитания.

Большое значение для теории семейной педагогики имеют сформулированные ученым задачи воспитания, а также его анализ общих условий успеха семейного воспитания и причин наиболее распространенных ошибок родителей. Ученый призывал родителей сознавать свою ответственность перед человечеством, а главное, перед самими детьми за их судьбу, стремиться воспитывать своих детей именно на научной основе. Для этого они должны знакомиться с идеями видных педагогов, передовым опытом, служащим основой тех знаний, на которых строится наука о воспитании.

Выше было рассмотрено семейное воспитание в плане своего исторического развития. Из всего выше сказанного я могу сделать вывод, что воспитание в семье – важнейший источник формирования добрых нравов ребенка, ума, привитие социальных норм и ценностей. Вопрос о семейном воспитании никогда не терял своей актуальности. Выдающиеся представители педагогической науки разрабатывали данный вопрос сообразно своему времени. Но они сходились в одном: семейное воспитание – это фундамент, на котором строится сам процесс развития ребенка, его вхождение в общество, принятие этого мира. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот мир: принимать его или отвергать его, зависит и то, каким он будет гражданином, семьянином.

Семья – это источник формирования нравственной культуры ребенка, его социальных установок.

 

1.2. Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка

 

Среди множества современных социальных институтов семья занимает одно из первых мест. Ее первостепенное влияние на ребенка нельзя отрицать, так как она закладывает фундамент будущей общественной жизни ребенка. Семья – это одна из ветвей воспитания подрастающего поколения, вторая – общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.

Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т. д.

При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. [29, с.42] Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

С первых дней жизни ребенка окружает мир людей, природы, вещей. Однако далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для развития ребенка с момента рождения. [29, с.47] У оторванного от родителей (а чаще - брошенного ими) и помещенного в условия дома ребенка малыша снижается общий психический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития (Й. Лангмейер, З.Матейчик, С.Ю.Мещерякова, В.С.Мухина, Е.О.Смирнова).

Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова), из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). [1, с.96] В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. Став старше, ребенок будет понимать и оценивать своих самых-самых родных людей, пользуясь представлениями и понятиями, характеризующими разные аспекты личности человека: «Мама требовательная, но добрая», «Папа учит меня быть смелым», «Дедушка все-все на свете знает». А на пороге жизни первые «кирпичики» в образ близких закладываются на языке чувств и переживаний. К активному использованию этого образа ребенка готов очень рано: еще в доречевой период (А.В. Запорожец, А.Д.Кошелева, Я.З.Неверович). И если малыш - желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен. И напротив, оказывается, что ребенок первых лет жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой» тети (например, попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, будет важно мнение друга, приятеля, задевает реплика прохожего, а в первые семь-восемь лет самое авторитетное - «Так мама сказала!», «Так велел папа».

Вот почему в качестве первого и очень важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.), ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. Оно строится на кровном родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю.П.Азаров, И.В.Гребенников, Т.А.Маркова, А.В.Петровский, А.Г.Харчев и др.).

Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В исследовании Т.А.Марковой находим обоснование еще двух факторов:

·                  постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость из дня в день;

·                  наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи. [29, с.54]

Уже доказано, что семья оказывает огромное влияние на эмоциональное, духовное, физические развитие ребенка, в том числе на развитие его личности. Ребенок без семьи эмоционально глух, невосприимчив к чувствам других людей. Ребенок, воспитывающийся вне семьи, если даже ничего не теряет в интеллектуальном плане, то он теряет что-то в личностном плане, в плане роста и становления своей личности. Именно семья помогает ему превратиться в зрелую личность, которая станет полноценным гражданином и достойным членом общества. И поэтому, семья – это тот фактор, тот социальный институт, который оказывает непосредственное влияние на развитие личности. Но с другой стороны, ребенок не пассивное существо, лениво воспринимающее влияние, направленное на развитие его личности, а активная сторона этого процесса, в частности собственная активность ребенка в данном процессе и влияние не зависящих от кого-либо факторов (темперамент, характер ребенка).

Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

 

1.3. Педагогические основы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе

 

Семья, как уже говорилось,  занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. [1, с.114]

Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов.

Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. [28, с.55] Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Что же это за условия?

Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школ с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у родителей потребности в самообразовании, ознакомление учителей-предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей. [1, с.127]

Таким образом, в самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и школы состоит в признании необходимости, взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимоподкрепления и взаимодополнения их воспитательной деятельности. И то и другое — это два основных и равноправных субъекта социального воспитания в период детства и отрочества. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — вот единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Только при этом условии можно обеспечить трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся, выработку у молодежи высоких нравственных качеств. Родительская общественность должна чувствовать себя не «бедным родственником» педагогического коллектива, а его соратником при разработке и реализации конкретных воспитательных целей и средств, программ педагогических действий с учетом контингента данного учебного заведения и его семейно-бытового окружения.

В этом качестве родители проявляют себя:

1) в ресурсном обеспечении нормальной деятельности школы (используя свои личные возможности);

2) в учебном процессе (например, помогая вести уроки этики, эстетики, основ права);

3) в воспитательной работе (осуществляя согласованное со школой воздействие на формирование жизненных планов учащихся, их потребностей и интересов, критериев оценки досуговой информации);

4) в предупреждении отсева учащихся и восстановлении интереса к учебе у тех детей и подростков, которые его утратили;

5) в работе с выпускниками с тем, чтобы поддержать их на первых порах в новом качестве, а при наличии оснований для опасений — предупредить переход к нетрудовому образу жизни. [28, с.64]

В процессе взаимообщения не только педагоги должны указывать родителям на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители педагогам,— на аналогичные «сбои» в работе школы. [16, с.562] Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова и обидные эпитеты, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.

Культура беседы и дискуссии одинаково нужна во взаимных контактах, причем не только между педагогами и родителями, но и в контактах с учащимися. Конечно, трудности в общении педагогов с учащимися, в воздействии на них возможны и даже неизбежны. Однако выход следует искать не в жалобах или «директивах» семье через дневник, а в совместном обсуждении ситуации для выработки совместной линии воспитания. Родительская общественность вправе твердо требовать этого от педагогов. Только в таком случае цель школы и цель семьи — воспитать человека и гражданина, полезного обществу, — может быть достигнута. Участие родителей, родительской общественности в делах школы — не благотворительность. Помогая школе, семья тем самым помогает себе  в воспитании детей.

Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.

Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Для получения разносторонних сведений об учащихся педагогу вместе с классными учителями необходимо изучить характеристики, данные в детских годах. Просмотрев документы, педагогу необходимо составить список учащихся, с родителями которых следует встретиться индивидуально, кого можно пригласить в школу на коллективную беседу.

Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей. [16, с.575] А для этого необходимо: разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию; пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний; совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения. Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, классного коллектива и семьи. Демократические преобразования в жизни общества повлекли за собой изменение образовательных парадигм, провозглашение принципа взаимодействия. Повышенный интерес педагогической науки к становлению личности вносит коррективы в практику обучения и воспитания. Особую актуальность в педагогике приобретают гуманистические, личностные подходы в учебно-воспитательном процессе. [16, с.134]

Совместная работа педагогов и родителей - это партнерская деятельность направленная гуманизацию воспитательной среды, выработку общей стратегии деятельности школы и семьи, определения программ совместной работы, совершенствования педагогического мастерства, культуры родителей и педагогов, в освоении новых принципов жизнедеятельности и развитии новых форм общественной жизни.  Главный принцип такой деятельности – глубокое уважение и вера в личность.

 

 

 

Глава 2. Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания

2.1. Формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы

 

Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Они призваны, всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.

Школа не может не считаться также с тем, что влияние семьи на развитие детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.

Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дело в том, что дети, как известно, цементируют семью, вносят в нее дух бодрости и здо­рового сплочения.

Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.

Прежде чем перейти к характеристике основных форм и методов работы учителей с родителями учащихся, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей.

Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» - исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, со­ветуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброже­лательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, соблюдение меры словесных и практических методов воздействия), тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Хорошо изве­стно, что существуют десятки способов решения педагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание, организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися и др.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, вете­раны труда и др. Их участие во внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися придает ей разнообразие и повышает ее содержательность.

Распространенной формой участия родителей во внеклассной работе школы является проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и в научные учреждения, а также организация краеведческой работы.

С помощью родителей школы имеют возможность расши­рять содержание работы ученических кружков, а также факультативных занятий.

Родители нередко руководят кружками «Умелые руки», авиамоделирования, технического творчества. Специалисты-инженеры и научные работники проводят факультативные занятия по химии, физике, математике и другим предметам.

Наконец, совместно с семьей школа проводит профориентационную работу. Родители помогают учите­лям знакомить учащихся с особенностями различных профессий, участвуют в проведении встреч с производственниками, в создании витрин и стендов о людях различных видов труда.

Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется наиболее назревшая проблема семейного воспитания. В течение года проводится ее теоретическое и практическое изучение в школе и в семье по темам: «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру - через прекрасное» и др.

День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется программа праздника и т.д.Классные родительские собрания традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний - проблемная формулировка тем собраний, например: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?» и др. Но должна быть не только проблемная формулировка, но и заинтересованное проведение собрания.

 Этому может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогают воспитанию детей?» могут быть поставлены вопросы:

Припомните, какие жизненные трудности закаляли ваш характер, вырабатывали волю.

Припомните и охарактеризуйте состояние нашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью.

Часто ли вы видите своего ребенка в ситуации преодоления трудностей?

Какие трудности чаще побеждает ваш ребенок, с какими не справляется?

Как ваш ребенок относится к избавлению от трудностей в семье?

Какими чувствами и мыслями вы руководствуетесь, когда ви­дите, что ребенок борется с трудностями, но преодолеть их не может

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

2.2. Организационно-педагогическая работа школы с родителями

Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляетчерез разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам.

На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и т.д. Нередко на общешкольных родительских собраниях ставятся научно-педагогические вопросы воспитательной работы в семье, например: о роли авторитета родителей в воспитании, об акселерации развития учащихся и ее влиянии на воспитание и т.д.                 Общешкольные родительские собрания проводятся обычно два-три раза в год.
                Более оперативной формой организационно-педагогической работы с семьей являются собрания родителей учащихся отдельных классов. На них классными руководителями делаются сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной работы и поведения отдельных школьников. Особенно важны такие собрания для установления единой линии в воспитательной работе семьи и школы. Речь идет о том, что, когда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную воспитательную задачу, ему необходимо привлечь к ее решению также родителей. Например, у учащихся не ладится дело с соблюдением режима дня или налаживанием доброжелательных отношений в классе. Классный руководитель, естественно, ставит перед учащимися соответствующую задачу и разрабатывает систему воспитатель­ных мероприятий по ее решению.

Для этого полезно организовать работу семьи в этом направлении. С этой целью созывается специальное родительское собрание класса, на котором классный руководитель знакомит родителей с поставленной перед учащимися задачей и договаривается с ними о той конкретной помощи, которой он ждет от них. В частности, роди­тели должны хорошо знать режим труда и отдыха детей, со­здавать условия и осуществлять контроль за его соблюдением. Если родители будут знать, какие воспитательные проблемы решаются в классе или школе, и хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут рабо­тать в одном направлении с учителями.

В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов — общешкольных и классных. Их задачи, содержание работы, права и обязанности определяются специальным Положением о родительском комитете общеобразовательной школы.

Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Они способствуют установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, а также профессиональной ориентации школьников. Они организуют обмен опытом семейного воспитания, популяризируют педагогическую литературу среди родителей, вместе с руководством школы проводят родительские собрания.

Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей. Дело в том, что, хотя, как говорят, педагогику, как и сельское хозяйство, и медицину, «знают все», на поверку оказывается, что многие беды семейного воспитания как раз и обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми.

Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охва­тывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятель­ности и профессиональную ориентацию.

В индивидуальной работе с родителями большое место занимает создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осу­ществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня.

Формы этой работы и влияния на родителей чаще всего требуют принятия соответствующих мер со стороны семьи и школы по улучшению воспитания учащихся. В этих случаях учителя совместно с родителями анализируют причины недо­статков в учебе и поведении школьников и намечают пути их преодоления.

Успех совместной работы школы и родителей в немалой степени зависит от глубокого знания учителем учеников и их семей. Воспитательный потенциал семьи, условия ее жизни учитель, прежде всего классный руководитель, изучает не только в период приема нового ученического коллектива, но и течение всего периода обучения ребенка.

При этом целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной общественной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с родителями в школе, учет сведений, полученных от родительской общественности, анкетирование.
                Этим, конечно, не исчерпывается арсенал приемов и методов изучения учащихся и их семей. Выбирать их следует исходя из конкретных условий.

 

2.3. Рекомендации родителям по воспитанию детей

 

Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дело в том, что дети, как известно, цементируют семью, вносят в нее дух бодрости и здорового сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.

Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Для того чтобы воспитательный процесс протекал эффективно необходимо учитывать условия и императивы воспитания в семье

Отношение к ребёнку

1) Любовь к ребёнку: похвала, ласка и нежность рождают в ребёнке ощущение защищённости, уверенности, свободы.

2) Отношение к ребенку как к существу равному.

3) Уважение к ребёнку - признание его личности.

4) Общая жизнь родителей и детей. Сочувствие, переживание сообща всех детских бед и радостей, дружба с ребёнком.

5) Детство - не преддверие жизни, а сама жизнь, полная глубоких и ярких переживаний.

6) Оптимистическая вера в возможности ребёнка, в его лучшие свойства, в случайность и временность неверного поведения.

7) Поддержание мажора, радостной, оживлённой атмосферы в доме, семье.

8) Согласие с ребёнком, а не подчинение ребёнка воле родителей.

9) Справедливость и мера в поощрении и наказании детей.

Развитие

1) Создание поля возможностей, не только соответствующих сегодняшнему уровню развития ребёнка, но и опережающих.

2) Помощь ребёнку в удовлетворении его потребностей в познании, утверждении, самовыражении, самоопределении, самостроительстве.

3) Готовность отвечать на все вопросы, даже «взрослые».

4) Предоставление ребенку свободы выбора - чем заняться, во что поиграть, что поделать.

5) Отказ от стандартизации своего ребёнка. Признание за ребёнком права на то, чтобы быть вундеркиндом, и на то, чтобы не быть им.

6) Поощрение творчества в любой работе: самые заурядные дела можно делать празднично, и ребёнок должен это видеть.

Родители

1) Любовь, взаимопонимание, сотрудничество в отношениях между родителями.

2) Зрелое отношение родителей к своей социокультурной миссии - воспитанию детей.

3) Гуманно-личностный подход к ребёнку: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

4) Доброта, участие, сотрудничество с детьми, рациональная организация их жизни.

5) Мудрость отца - создание в семье культа матери, а мать должна заботиться об авторитете отца.

6) Знание родителями особенностей своего ребёнка, понимание его физических, психических, ду­шевных свойств, применение диагностики.

7) Пример собственного поведения родителей является самым мощным способом воздействия на ребёнка. Ребёнок подражает родителям не только внешне, но и внутренне.

                Императивы гуманного семейного воспитания

1) Не применять к ребёнку насилия, даже из добрых, заботливых побуждений.

2) Не срывать зло на ребенке

3) Не бить ребёнка

4) Не лгать ребенку!

6) Не запугивать ребёнка

7) Не разочаровывать ребёнка в жизни

8) Не назидать! Нотации, «растачивание мозгов» - самое беспощадное оружие воспитателя.

9) Не считать ребёнка виноватым (ребенок хорош, плох его поступок).

10) Не ограничивать понапрасну.

11) Не бояться активности ребёнка, не удерживать его в том, что ему интересно, что ему в радость.

12) Не захваливать, не превозносить над другими детьми, не сюсюкать с ребёнком, не потакать ему, не играть с ним в детство, а жить настоящей жизнью.

13) Не говорить ребёнку (ни в шутку, ни всерьёз): я тебя не люблю, я тебя брошу, обменяю и т.д.

14) Не привлекать ребёнка для разрешения семейных конфликтов.

15) Не потешаться над ребёнком и не выставлять его на посмешище.

16) Не вешать на ребенка отрицательные ярлыки, ни в коем случае не говорить: ты лентяй, ты злой, ты врунишка.

17) Не нарушать данных ребёнку обещаний.

Также родителям необходимо помнить что ребенок – это живое существо, развивающееся под действием наследственных факторов, но превращающееся в личность только в социальной среде и при этом способное к саморазвитию. Поэтому следует учитывать тот факт, что гармоничное развитие личности ребенка будет происходить при взаимодействии семейного и школьного воспитания и обучения.

Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы и семьи создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению, — научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей благодаря усилий всех ее функций - воспитательной, рекреативной (сюда входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга), коммукативной ( общение и через него - социализация ), регулятивной, фемецитологической (ощущение счастья в семье).

Но сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-эко-номические и психологические процессы, сопровождаются рядом негативных явлений организационного и бытового характера, отрицательно влияющие на обучение и воспитание подрастающего поколения. Идет снижение качества воспитания и общей успеваемости. В настоящее время роль работы педагога с семьей становится более значимой, так как численность детей "трудного поведения" растет, а эффективность педагогического воздействия на таких детей можно достичь только через работу с их семьями. Инструментом воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в социализации личности ребенка является социально-педагогическая работа, организуемая педагогами.

Систему таких мероприятий необходимо разрабатывать с учетом некоторых особенностей учебно-воспитательного процесса на современном этапе.

Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных, блока: 1.Повышение психолого-педагогических знаний (университет педагогических знаний: лекции, семинары, практикумы, конференции); 2.Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс (открытые уроки и классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, творческие группы, группы по интересам); 3.Участие родителей и общественности в управлении школой (родительские собрания организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела помощь в укреплении материально- технической базы, родительский патруль, индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками, совет школы, комитет общественного контроля, классные советы, классные родительские комитеты, совет содействия семье и школе).

 В течении уже ряда лет педагоги пытаются определить пути повышения роли семьи как социального института в процессе социализации личности ребенка.

В современной педагогической литературе осуществляется поиск наиболее эффективных мер влияния на семью с целью повышения ее роли в этом вопросе. Все более значительное место отводится целенаправленным мерам как можно более раннего влияния на семью, оздоровлению внутренних взаимоотношений, устранению конфликтных ситуаций в ней, решению вопросов социальной защиты как семьи в целом, так отдельных ее членов.


 

Список используемой литературы

1.   Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Спб.: Питер, 2011. – 400 с.
2.   Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. – СПБ.: Питер, 2011. – 304 с.
3.   Бороздина Г.В. Психология и педагогика / под ред. Баркова Г.А. – М.: Юрайт-Издат, 2011. – 477 с.
4.   Вайдорф-Сысоева М.Е. Педагогика: коспект лекций / под ред. Гришиной Л.В.  – М.: Юрайт, 2010. – 239 с.
5.   Гранкин, А. Ю. Е. А. Аркин о семейном воспитании/А. Ю. Гранкин// Педагогика. 2004. №6. С. 80 – 84.
6.   История социальной педагогики/под ред. М. Н. Галагузовой. М.: Сфера, 2002. – 544с.
7.   Дмитриева И.К. Педагогика. – М.: Феникс, 2007. – 185 с.
8.   Ефремов О.Ю. Педагогика: учебное пособие.–Спб.: Питер, 2010.– 352с.
9.   Зверева О.Л., Кротова Т.В., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие. – М.: Сфера, 2009. – 256 с.
10. Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка/Н.А. Землянухина/ Социальная педагогика. 2005. - №1. - С. 81 – 83.
11. Капранова В.А. История педагогики / под ред. Лигвинович Е.А., Чернушевич Ю.В. – М.: Инфра-М, 2011. – 240 с.
12. П. Ф. Каптерев о семейном воспитании: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/сост. И.Н.Андреева. М.: Сфера, 2000.168 с.
13. Каверина Л. Б. Организация работы классного руководителя/Л. Б. Каверина//Классный руководитель, 2006. - №7. - С. 43 – 49.
14. Каптерев П. Ф. о семейном воспитании: учеб. пособие / сост. И. Н.Андреева. М.: Академия, 2000. - 168 с.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогика: словарь. – М.: Март, 2005. – 448 с.
16. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. – М.: Кнорус, 2010. – 744 с.
17.  Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник. – М.: Инфра-М, 2010. – 400 с.
18. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Владос, 2010. – 647 с.
19. Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2010. – 464 с.
20.  Москвина Н.И. Взаимодействие семьи и школы/Н.И. Москвина // Классный руководитель, 2005. - №5. - С.102 – 107.
21. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2011. – 502 с.
22. Прудникова, Т. Семья как общечеловеческая ценность в педагогическом наследии М. К. Цебриковой/Т. Прудникова//Воспитание школьников. 2001. №8. С. 102 – 107.
23.  Подласый И.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2011. – 574 с.
24.  Подласый И.П. Педагогика в 3-х кН.: кн. 1. Общие основы: учебник. – М.: Владос, 2007. – 527 с.
25. Подласый И.П. Педагогика в 3-х кН.: кН. 2.: Теория и технология обучения: учебник. – М.: Владос, 2007. – 575 с.
26. Подласый И.П. Педагогика в 3-х кН.: кн. 3: Теория и технология воспитания: учебник. – М.: Владос, 2007. – 463 с.
27. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия. – М.: Современная школа, 2010. – 720 с.
28. Самыгин С.И., Латышева А.Т., Сущенко С.А. Педагогика. – М.: Феникс, 2010. – 160 с.
29. Семья и личность / под ред. Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. Кулешова, 2003. – 101 с.
30. Степаненков Н. К. Педагогика: учеб. пособие. – 2-е изд. – Минск: изд. Скакун В. М.: Академия, 2001. – 448 с.
31. Степанов Е. Н. Родительское собрание: методика подготовки и проведения/Е. Н. Степанов// Классный руководитель, 2006. - №7. - С. 6 – 13.
32. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Мысль, 1993.-  306с.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...