Курсовая работа на тему: "ЖАНР «ДЕТЕКТИВ» В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 В. НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ А. КОНАН ДОЙЛЯ"

Курсовая работа на тему: "ЖАНР «ДЕТЕКТИВ» В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 В.  НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ А. КОНАН ДОЙЛЯ"


ВАЖНО!!! 
Данная курсовая работа носит информационный характер! Если тебе нужна качественная учебная работа с высоким % оригинальности и бесплатными доработками по теме: "Жанр "Детектив" в английской литературе XIX века на примере рассказов А. Конан Дойля", то советуем обратиться к профессионалам! Узнай всю необходимую информацию на нашем официальном сайте.
👇👇👇
Наши менеджеры на сайте ответят на все Ваши вопросы в режиме "онлайн"😇



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА АРТУРА КОНАН ДОЙЛА   5

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.. 16

ГЛАВА 2

НЕОРОМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДЕТЕКТИВНЫХ РАССКАЗАХ О ШЕРЛОКЕ ХОЛМСЕ И ДОКТОРЕ ВАТСОНЕ.. 17

            2.1 Терминология и особенности детективного жанра. 17

            2.2 Черты детектива в рассказах о Шерлоке Холмсе. 21

            2.3 Шерлок Холмс и доктор Ватсон как неоромантические герои. 23

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 29

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Детектив — популярный литературный жанр, характерный для XX века. Для произведений данного жанра свойственен тип сюжета с тайной в его основе и описание процесса расследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия преступления.

Детективный жанр является одним из самых популярных и любимых читателями жанров литературы. Он привлекает своей загадочностью, интригой и неожиданными поворотами событий. Несмотря на заблуждения многих людей о том, что родоначальники детектива — это писатели дождливой и туманной Великобритании конца 19 века, его полноправным «отцом» является американский писатель Эдгар Алан По.

Популяризации детективов среди англичан способствовали романы Уилки Коллинза 1860-х годов – например, «Лунный камень» и «Женщина в белом». В них присутствует загадка и расследование, но это еще не совсем классический детектив.

 Начало истории английского детектива положил Артур Конан Дойл публикацией повести «Этюд в багровых тонах» в 1887 и первых двух сборников рассказов (Приключения Шерлока Холмса и Записки о Шерлоке Холмсе) в 1892 году. 

Эти легендарные книги и их герой-сыщик стали самыми известными в мире. Многие авторы делали и до сих пор делают отсылки к этой загадочной фигуре, Шерлоку Холмсу, а также используют знаменитые фразы, которые получили название «шерлокизмы».

Творчеству Артура Конан Дойла присущи и черты неоромантизма (течение, возникшее на рубеже 19 и 20 веков), и он является одним из ярчайших представителей данного направления. Его произведения полны приключений, опасности и неожиданности развития событий. А главный герой зачастую, как и свойственно неоромантизму, предстаёт перед нами волевой и целеустремлённой личностью, готовой к риску и жаждущей странствий.

На современников Дойла наибольшее влияние оказали повествовательная модель его рассказов и дедуктивный метод Холмса (им восхищался и Зигмунд Фрейд). Дойл придал жанру «детектив» классический вид, повлияв на всю последующую историю детективов в литературе.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что жанр детектив получил распространение не только в 19 веке, но и был популярен на протяжении всего 20 века (вплоть до наших дней). В современной литературе часто прослеживаются черты детектива, поэтому изучение детектива помогает прояснить целый ряд произведений разного времени и разных жанров.

Цель курсовой работыустановить особенности жанра «детектив» в английской литературе 19 в. на примере рассказов А. К. Дойла.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.    Рассмотреть творчество А. Конан Дойла.

2.     Дать определение жанру «детектив».

3.    Описать рассказы о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне как неоромантические рассказы-детективы.

Объектом исследования в курсовой работе стали детективные рассказы А. К. Дойла (сборник рассказов «Записки о Шерлоке Холмсе). Предметом исследования являются особенности жанра «детектив» в рассказах А. К. Дойла.

Для проведения исследования были использованы следующие методы: описательный, историко-хронологический и сравнительный.

Фактический материал исследования: рассказы «A Scandal in Bohemia», «The Red-headed League», «The Boscombe Valley Mystery», «The Five Orange Pips», «The Man with the Twisted Lip», «The Adventure of the Speckled Band», «The Adventure of the Noble Bachelor» и литература о них.

Структура и объём исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников на двух языках (всего 36 позиций). Объём курсовой работы составляет 31 страницу. 

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов курсовой работы в учебно-методическом обеспечении, при чтении лекций и подготовке к семинарским занятиям, при написании курсовых работ по творчеству А. К. Дойла.

 
 

 


 

ГЛАВА 1

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА АРТУРА КОНАН ДОЙЛА

 

 

Почти 164 года назад, 22 мая 1859 года в шотландском Эдинбурге, в семье ирландских католиков, чья родословная прослеживается со времен Плантагенетов, родился мальчик Артур Игнейшус Конан Дойль, которому спустя несколько десятилетий суждено было стать одним из самых известных писателей Британии и всего мира [27].

Отец — Чарльз Олтемонт Дойл, архитектор и художник, иллюстрировал книги. Как пишет сын Артура Конан Дойла, Адриан Конан Дойл в своей книге «Истинный Конан Дойл», «Под его покровительством (а о нем отзывались, как о натуре весьма властной) четверо его сыновей встали на путь, приведший их к славе, и появление Артура Дойла воспринималось просто как появление пригодного материала для третьего поколения художников. Однако своенравная Судьба приладила к его кисти перо, и его "живопись" выразилась в ярких картинах "Белого отряда", живости "Родни Стоуна" и в бессмертном образе детектива. Получая по десять шиллингов за слово, "непослушный" сын стал самым высокооплачиваемым автором в мире» [20].

В 1855 г. Чарлз Дойл женился на Мэри Фоли, молодой женщине семнадцати лет младшей дочери вдо́вой ирландской католички. Она любила рассказывать детям об их предках и постоянно внушала Артуру своеобразный кодекс поведения: «Быть бесстрашным с сильными; смиренным со слабыми. Рыцарем для любой женщины, невзирая на происхождение». «Настоящая любовь к литературе, склонность к сочинительству идёт у меня, я считаю, от матери», — писал Конан Дойл в автобиографии. — «Яркие образы историй, которые рассказывала она мне в раннем детстве, полностью заменили в моей памяти воспоминания о конкретных событиях в моей жизни тех лет». Он пояснял: «Если я что-нибудь и помню со времен моего раннего детства, так это ее увлекательные рассказы, которые сохраняются у меня в памяти столь живо, что заслоняют даже действительные события моего существования тех лет. Она не только была и есть удивительный рассказчик, но владела, я помню, так искусно умением понижать голос до устрашающего шепота, что у меня и теперь пробегают мурашки по коже, когда я вспоминаю об этом. Я убеждаюсь, оглядываясь на прошлое, что именно стремление воспроизвести эти рассказы детства дало толчок к развитию моей собственной фантазии» [20; 27].

В девятилетнем возрасте Артур покинул отчий дом и отправился в подготовительную школу-интернат, а через два года был определен в иезуитский закрытый колледж Стоунхерст. Он славился не только отличным образованием, но и методами воспитания, которые соответствовали названию учебного заведения. Там активно практиковались жестокие телесные наказания, которым подвергались все дети без разбора. Говорят, что образ «гения преступного мира» — профессора математики Мориарти родом из колледжа, где ему изрядно доставалось от соучеников — братьев Мориарти. Талант рассказчика пробудился в Дойле именно во время обучения. Юный Артур вечерами развлекал друзей, среди которых был будущий автор Гулливера Роберт Льюис Стивенсон, своими историями, которые часто придумывал на ходу. К окончанию обучения в колледже Дойль достиг определенного признания – он издавал журнал для студентов и писал много стихов, которые неизменно получали высокую оценку среди учащихся и преподавателей [16; 20].

Вопреки семейной традиции, занятиям искусством он предпочел карьеру врача и поступил в Эдинбургский университет, где обучался вместе с Д. Барри и Р. Л. Стивенсоном. В университете он увлекся творчеством Эдгара По. Для Конан Дойла По был одним из первых его литературных кумиров. Он всегда утверждал, что Эдгар Аллан По — величайший мастер рассказа всех времен и народов: «Я полагаю, что Эдгар По — величайший зачинатель короткого рассказа, когда-либо живший на свете. Его ум подобен стручку, полному семян, которые беззаботно разлетаются вокруг и откуда происходят почти все типы современного рассказа. Вспомните только, какие произведения он создал в присущей ему непринужденной и многообразной манере, редко заботясь о повторении успеха, но стремясь к новым достижениям. Можно сказать, что он — прародитель ужасного поколения писателей детективного жанра, «Quarum pars parva fui»». И под его влиянием Дойл сам написал несколько мистических рассказов – «Тайна долины Сэсасса», «Американская история», которые не имели особого успеха. «Тайна долины Сэсасса» (The Mystery of the Sasassa Valley, 1879) повествует о приключениях двух друзей в Африке. В ранних рассказах с их экзотической обстановкой действия, опасными приключениями, мотивами таинственного и сверхъестественного, четкой шкалой нравственных оценок и положительным героем, исповедующим мужественный оптимизм и почти рыцарский кодекс чести, Дойл заявил о себе как представитель неоромантического направления в английской литературе [17], [19, с. 179], [20].

Среди многочисленных предметов, изучаемых Конаном Дойлом в университете, была и судебная медицина. Следует отметить тот факт, что без знания судебной медицины невозможно было сдать экзамен на получение звания доктора медицины. Надо полагать, что за время обучения Конан Дойл хорошо овладел судебной медициной и использовал знания по этой дисциплине на страницах своих произведений [6].

Помимо естественнонаучных знаний, в раскрытии преступлений должны были быть использованы и некоторые практические навыки, полученные им также во время учебы в Эдинбургском университете. В первую очередь эти навыки молодой врач получил от профессора Джозефа Белла – выдающегося мастера диагностики, точнее сказать, той отрасли диагностики, которая исходит прежде всего из внешних примет болезни (пропедевтики внутренних болезней). Аналитические способности Белла позволяли только по одному взгляду на человека определить его профессию, национальность, характер, а отсюда выявить и причину болезни. На курсе, где учился Артур Конан Дойл, существовала даже своеобразная «игра Джозефа Белла». Участники данной игры должны были с первого взгляда на человека сказать как можно больше о нем, и Артур Конан Дойл, наделенный редкой наблюдательностью, всегда выходил победителем [6].

Впоследствии «игра Джозефа Белла» переросла для Конан Дойла медицинские рамки. Адриан, сын писателя, рассказывал позже, как Артур Конан Дойл гордился своей способностью распознать в человеке все, что только возможно. Впрочем, профессор Белл своих студентов этому тоже учил. «По сути, ученик должен научиться наблюдать, — говорил Белл. Чтобы заинтересовать его этим видом деятельности, мы, учителя, находим полезным показывать ученикам, сколько всего можно обнаружить, просто наблюдая, узнавая предысторию, национальность и род деятельности пациента» [6; 30].

В апреле 1886 г. писатель создал свою первую повесть о Шерлоке Холмсе – «Этюд в багровых тонах» (первое название «Запутанный клубок»). Двух главных героев повести в черновом ее варианте повести звали Шеридан Хоуп и Ормонд Сэкер. И только в чистовом - появились Шерлок Холмс и доктор Джон Ватсон [20; 27].

После того как повесть, положившая начало эпопее о сыщике Шерлоке Холмсе, была издана в 1887, Артур Конан Дойл написал письмо своему бывшему преподавателю Джозефу Беллу. «Безусловно, что вам я обязан появлением Шерлока Холмса», — отметил в нём писатель [30].

Несмотря на то, что Дойл считал По непревзойденным мастером, на "Этюд в багровых тонах" повлияли детективы и другого, почти забытого сегодня автора. Французский писатель Эмиль Габорио, чьи остросюжетные романы были в свое время весьма популярны, импонировал Конан Дойлу "тщательным увязыванием сюжета". Созданный Габорио сыщик месье Лекок обладал многими чертами и навыками, которые теперь прочно связываются в нашем сознании с Шерлоком Холмсом [30].

Роберт Стивенсон, ещё один знаменитый выпускник Эдинбургского университета, впервые прочитав рассказы Конан Дойла, обратился к нему в письме, указывая на сходства между Беллом и Холмсом: «Уж не мой ли это старый добрый друг доктор Джо?». Конан Дойл на это ответил, что Шерлок Холмс — «внебрачный ребёнок Джо Белла и месье Дюпена По (сильно разбавленный)» [31].

Конан Дойл благоговел перед профессором. Джозеф Белл заметил Конан Дойля, выделил его из массы студентов и сделал чем-то вроде секретаря во время демонстрации больных. «Я должен был собрать пациентов, сделать заметки об их заболеваниях и выводить их одного за другим в большую комнату, где сидел Белл, окруженный персоналом и студентами, — писал Конан Дойль. — Так я получил прекрасную возможность изучить его методы и заметил, что он, бросив острый взгляд на пациента, часто узнает больше за несколько секунд, чем я из всех своих вопросов. Иногда он ошибался, но большей частью его прозорливость была поразительной. Его догадки казались чудом для сборища Ватсонов, окружавших его, но как только он давал объяснение, оказывалось, что все очень просто. Не удивительно, что, повстречавшись с таким человеком, я позже, пытаясь создать образ сыщика-ученого, использовал и широко разработал его метод» [17].

Портрет Шерлока Холмса, знакомый нам по книгам – худощавый, высокий, с тонким орлиным носом, выступающим квадратным подбородком и острым взглядом – полностью соответствует описанию профессора Белла. Известно также, что доктор бесконечно проводил химические опыты, причем наибольший интерес у него вызывали яды и их влияние на человеческий организм [14, с. 47].

Белл постоянно курил трубку, в том числе, когда размышлял. Порою профессор хандрил и мог днями избегать общения, но обычно он очень любил спорить. Известно, что он был неразборчив в еде и тем меньше заботился о питании, чем больше был увлечен исследованиями. Как можно заметить, привычки Холмса весьма явно прослеживаются у доктора Белла [14, с. 48].

Однако по свидетельству Адриана Конан Дойла, сына писателя, «Удивительные способности д-ра Белла послужили к расцвету тех дарований, которые таились, в Конан Дойле. В этом, и только в этом, заслуга доктора Белла. Если бы почтенный доктор умел взращивать не врожденные таланты, то Эдинбургский университет в период с 1876 по 1881 год из многих сотен студентов произвел бы целую плеяду Шерлоков Холмсов во плоти! Тогда в чем же дело? А дело в том, что мой отец сам обладал всеми теми способностями — возможно, даже в большей степени, - что и доктор Белл. Этот вывод подкрепляется еще и тем, что пресловутые качества не только нашли выражение в рассказах, но и не раз применялись моим отцом на практике. По силе дедукции я не встречал ему равных. И свое необычное умение он использовал и в обыденной жизни» [19, с. 316].

Ещё одним возможным прототипом великого сыщика считается Генри Литтлджон, который был коллегой Белла по университету и его близким другом. Кроме того, в научном сообществе его знали как самого прогрессивного специалиста по криминалистике в Шотландии. Генри Литтлджон на протяжении двух десятилетий успешно раскрывал самые запутанные дела в должности главного судебно-медицинского эксперта страны. Более того, в этом ему помогал «ассистент», тот самый Джозеф Белл. Об этом профессор впоследствии рассказывал в интервью. Белл отметил, что Литтлджон зачастую называл его своей правой рукой. Другими словами, Белл был как Ватсон для Литтлджона [2; 18].

Конан Дойл признал вклад Литтлджона в образ Шерлока Холмса только после его смерти в 1929 году — его намеренно вычеркнули из публичной истории о Холмсе, чтобы он мог беспрепятственно продолжать свою работу по поимке преступников [18].

Последние же исследования выдвигают на роль самого вероятного прототипа Холмса именно Джерома Каминаду. Он работал полицейским инспектором в Манчестере и прослыл настоящей грозой преступного мира. Каминада прославился незадолго до выхода «Этюда в багровых тонах», и в последующей его биографии есть пересечения с судьбой Холмса. У инспектора, как и у персонажа Дойла, была своя сеть агентов из криминального мира, на чьи услуги и подсказки он полагался. Каминада вербовал информаторов «с той стороны», которые не только давали ему наводки по конкретным преступлениям, но и обучали инспектора знаниям о криминальном мире и повадках его обитателей. Впоследствии тот так поднаторел, что мог издалека различить вора по его походке. Полицейский зачастую наряжался то нищим, то простым рабочим, то загулявшим допоздна пьянчугой, а то и «белым воротничком», — делал всё, чтобы подобраться ближе к подозреваемому. Притом маскировался он так хорошо, что даже его коллеги не могли распознать в нём знакомого [2].

У Каминады имелся и свой профессор Мориарти, закоренелый преступник по имени Боб Хорридж, ненавидевший сыщика. Помимо Мориарти была в жизни Каминады и своя Ирэн Адлер. Девушка по имени Алисия Ормонд в криминальном мире снискала славу чрезвычайно ловкой воровки и мошенницы. Она обладала прекрасными манерами, была хорошо образована и очень любила роскошь. Каминада выследил преступницу и даже провёл задержание, однако это не помешало ему влюбиться в воровку. Через год и в жизни Холмса появилась женщина, перед которой он не смог устоять, — та самая Ирэн Адлер [2].

Что касается имен главных персонажей, то их писатель не выдумал, а заимствовал у известных ему лиц. Так, сперва Конан Дойл собирался назвать героя Шеридан Хоуп или Шеррингфорд Холмс. По одной из версий, сыщик в итоге получил имя и фамилию в честь скрипача-виртуоза Альфреда Шерлока и очень почитаемого Конан Дойлом американского медика и писателя Оливера Холмса. По другой — Дойл, сам первоклассный игрок в крикет, сложил имя героя из фамилий двух знаменитых крикетистов — Мордекая Шервина и Фрэнка Шеклока [34].

Традиционно принято считать, что доктора Джона Ватсона Конан Дойл писал с самого себя, все-таки они оба были военными врачами и оба писали детективы. Но сам Конан Дойл отрицал это, а в мемуарах упоминал, что многие черты Ватсона были взяты у майора Альфреда Вуда, который около сорока лет был его секретарем [24, с. 128].

Однако это объяснение не очень удовлетворило холмсоведов, потому что если какие-то черты характера для своего героя Конан Дойл и позаимствовал у Альфреда Вуда, то ни его биография, ни профессия не имеют ничего общего с Ватсоном (майор Вуд не имел отношения к медицине) [24, с. 128].

В настоящее время существуют три основные кандидатуры, претендующие быть прототипом доктора Ватсона — все они врачи и хорошие знакомые Конан Дойла. Первый из них — его коллега, с которым они вместе состояли в Портсмутском литературно-научном обществе. Неизвестно, прямое или косвенное влияние этот коллега оказал на образ Ватсона, но без него точно не обошлось, потому что звали его Джеймс Ватсон [24, с. 127].

Еще одним возможным прототипом называют шотландского остеопата Уильяма Смита, учившегося вместе с Конан Дойлем в Эдинбургском университете у Джозефа Белла. Они продолжали общаться и после окончания учебы и постоянно переписывались [24, с. 129].

Но самой популярной кандидатурой на нынешний день является майор британской медицинской службы доктор Александр Франсис Престон. С Конан Дойлем они познакомились в Портсмуте, где тот как раз начинал свою карьеру врача. Престон же к тому времени уже был опытным хирургом, служил в армии и в Портсмут приехал из Афганистана, долечиваться после тяжелого ранения, полученного в битве при Майванде [24, с. 130].

Битва при Майванде, в которой британские войска потерпели сокрушительно поражение, произошла 27 июля 1880 года, то есть примерно за год до знакомства Ватсона и Холмса. Доктор Ватсон участвовал в ней — это один из несомненных фактов его биографии (с его воспоминаний об этом сражении начинается «Этюд в багровых тонах»). И весь период его жизни, связанный с войной в Афганистане, ранением и возвращением на родину совершенно точно повторяет историю доктора Престона. К тому же, исследователи, занимавшиеся этим вопросом, считают, что и характер Ватсона во многом похож на характер Престона [24, с. 130].

Трудно сказать, который вариант ближе к истине. Скорее всего, доктор Ватсон все же собирательный образ, и в нем, в его биографии и характере есть черты всех пятерых вероятных прототипов, включая и самого Конан Дойла [24, с. 131].

На рубеже ХIХ и ХХ веков Артур Конан Дойл оказался вовлечён в события крупного масштаба. В октябре 1899 г. началась англо-бурская война в Южной Африке, и писатель был добровольно зачислен в полевой госпиталь Джона Лангмена как неоплачиваемый служащий. Как человек, проникнутый духом викторианской эпохи, Конан Дойл полностью принял и приветствовал захватническую имперскую политику Великобритании, хотя мировое общественное мнение в целом выступало против подобных действий англичан. Это была одна из первых войн, которые велись за передел мира, только что поделённого на колонии и сферы влияния между крупнейшими державами. Весной следующего года в войсках началась эпидемия тифа, и Конан Дойлу приходилось работать днём и ночью, чтобы спасти жизни сотням солдат. Летом он написал статью об армейской реформе «Несколько военных уроков». Здоровье писателя за время его африканской службы было сильно подорвано. По возвращении в Англию Дойл немедленно начинает подготовку публицистической книги об Англо-Бурской войне, основанной на исторических и документальных материалах. Он закончил исторический труд «Великая бурская война» в 1900 году, и книга была почти сразу опубликована издательством «Смит энд Элдер». По мнению специалистов, эта книга была написана настолько объективно, что она понравилась даже военным противникам англичан [11, с. 389], [28, с. 477].

Именно за работу в госпитале, а также за написание книги «Великая бурская война» в 1902 г. король Великобритании Эдуард VII предложил Конан Дойлу принять рыцарский титул. Сначала писатель хотел отказаться, полагая, что его заслуги перед отечеством не так уж велики. Однако не желая оскорбить старого больного короля и поссориться из-за этого со своей матерью, он согласился принять титул. Одновременно он был назначен вице-губернатором графства Суррей [11, с. 390], [28, с. 478].

Конан Дойл вел широкую публицистическую и правозащитную деятельность. Писатель не только раскрыл сотни вымышленных преступлений в серии рассказов о Шерлоке Холмсе, но и поучаствовал в расследовании вполне реальных дел, более того — помог нескольким незаконно осужденным. Благодаря своему персонажу-детективу Дойл приобрел такую известность, что ему приходило огромное количество писем от простых британцев, надеявшихся на помощь в раскрытии того или иного преступления, и констеблей, чье расследование зашло в тупик [20], [23, с. 296].

Письма были разные, от скучных, наподобие «помогите найти мою любимую собачку», «прошу проследить за моей супругой, нет ли у нее любовника», до достаточно интересных. Например, однажды Артур вступился за женщину, которая совершила кражу в магазине. Факт кражи был установлен и подтвержден свидетелями, подозреваемая так же покаялась, откровенно сознавшись, что в ее жизни случались и другие кражи [4].

Дойлу написал об этом случае знакомый психиатр, который утверждал, что осужденная на тюремное заключение женщина, на самом деле является психически-ненормальной, что с самого детства ее преследует навязчивая идея стянуть что-нибудь небольшое и, как правило, ей ненужное. Подобно тому, как сорока ворует блестящие предметы, неважно, бриллианты это или обертки конфет. То есть подсудимая миссис Кастл страдала самой обыкновенной клептоманией, и, по справедливости, ее нужно было отправлять не в тюрьму, а в психиатрическую лечебницу [4].

Дойл сразу же взялся за это дело и горячо отстаивал чужую пациентку, но, к немалому его разочарованию, суд не счел возможным возвращаться к данному делу [4].

Однажды, это произойдет в 1903 году, на глаза Дойлу вдруг попадется история индуса из Бомбея, который приехал в Англию, где в 1976 году обратился в христианство, женился и даже стал юристом и викарием в церкви шахтёрского поселка Грейт-Вирли. Темный лицом викарий по имени Шапурджи Эдалджи, в христианстве он получил имя Джордж, не пользовался популярностью у жителей деревни. Соседи одинаково ненавидели и его светлокожую жену, и рожденных в самом настоящем законном браке детей-метисов. Тем не менее он построил дом в деревне Грейт-Вирли. В этом доме проживала вся его семья, отец, жена и дети [4].

Джорджа Эдалджи, несмотря на алиби и шаткость улик, обвинили в том, что он калечил скот. Произошло это в 1903 году, когда на полях после ночного выгула стали находить трупы лошадей, коров и овец — кто-то протыкал им животы острым предметом и оставлял истекать кровью. Скоро полиция стала получать анонимные письма от якобы члена некой банды, который обещал, что к осени они оставят животных в покое и займутся маленькими девочками. О банде из писем мало что можно было понять, кроме того, что в нее входил сын местного викария — Джордж Эдалджи. 18 августа он был арестован — и через два месяца осужден на семь лет каторжных работ. Через три года его выпустили, но обвинение при этом снято не было. Эдалджи не мог устроиться на работу, вернуться к нормальной жизни, его имя, пока не нашли настоящего преступника, было запятнанным. Ему оставалось только одно: рассылать письма в газеты с просьбой о помощи [10, c. 10], [21].

Конан Дойл высоко чтил рыцарский кодекс чести. Будучи настоящим гуманистом, он всегда был готов бороться за справедливость и с осуждением относился к любым проявлениям расовой нетерпимости. Поэтому с декабря 1905 по август 1907 г., отложив все свои дела, писатель занимался защитой несправедливо осужденного адвоката Эдалджи. Он начал тщательно и скрупулезно собирать материал. Писал всем участниками процесса, добиваясь разъяснения неточностей, бросившихся ему в глаза. И сразу же многое узнал. Узнал, что бритвы, найденные у Джорджа, были совершенно чисты, а кровяные пятна на обшлагах могли быть от недожаренного бифштекса; узнал, что 34 конских волоска появились на куртке после того, как полицейский завернул в одежду обвиняемого шкуру пони. Установил он также то, что земля на ботинках была черного цвета, тогда как на полях Грейт-Вирли — глинистая почва рыжего цвета. К тому же Конан Дойль был все-таки профессиональным врачом: во время первой же встречи с Эдалджи он понял, что у того сильный астигматизм и близорукость. Позже он писал: «Эдалджи пришел ко мне в отель, но я был занят, и ему пришлось подождать. Я узнал его по смуглому лицу и издали наблюдал, как он читает газету. Он держал ее близко к глазам и как-то сбоку — видно, он страдал не только сильной близорукостью, но еще и астигматизмом. Самая мысль о том, что такой человек мог бегать ночью по полям и убивать скот, прячась от следившей за ним полиции, нелепа для любого, кто может себе представить, каким выглядит мир для человека с близорукостью в 8 диоптрий» [9; 10], [28, с. 475].

Результаты своего расследования Конан Дойль опубликовал в The Daily Telegraph, потребовав пересмотра дела. Его поддержали юристы, но суд не мог ничего сделать — института апелляционного уголовного суда в Англии не было, единственным способом снять с Эдалджи обвинения было найти настоящего потрошителя. Однако и с этим Конан Дойль блестяще справился. Дело в том, что, пока он занимался своим расследованием, на него обрушился шквал анонимок — неизвестный угрожал вспороть живот и ему, если он не бросит заниматься делом Эдалджи. Сравнив письма, которые получала полиция в 1903 году, и анонимки, Конан Дойль понял, что они написаны одним и тем же человеком. В некоторых письмах аноним расхваливал морскую жизнь, которую он ставил намного выше жизни сухопутных крыс. Из этого Артур сделал вывод что, закончив школу или будучи выгнанным из последней аноним устроился на какой-то корабль. Оставался последний шаг, Дойл посетил с визитом Вальсальскую школу, попросил подсказать ему имя человека, который учился у них до 1903 года, имел конфликт с директором, а потом уехал и, предположительно став матросом, вернулся только в 1903 году. Под это описание подходил всего один человек — Питер Хадсон. Этот парень ещё в школе подделывал письма, писал анонимки на своих одноклассников и любил, шутки ради, распарывать ножом обивку диванов [4; 10].

Свои выводы Конан Дойль отправил в комиссию, которую собрали для пересмотра дела. Джорджа Эдалджи признали невиновным и восстановили его юридическую лицензию, однако ему было отказано в компенсации за трёхлетнее пребывание в тюрьме. В то же время правительство объявило, что оснований для возбуждения уголовного дела против мясника не имеется. Дело было закрыто, и виновный остался безнаказанным [10].

Но есть и положительные стороны: под влиянием этого дела и дела Адольфа Бека (семь лет отсидевшего из-за небрежно проведенной очной ставки) в Англии уже в 1907 году заработал апелляционный уголовный суд [10].

Это был не единственный случай, когда писателю приходилось заниматься расследованием запутанных дел. Через несколько лет он помог найти жениха медсестры Джоан Пейнтер, пропавшего при загадочных обстоятельствах. Затем он долго добивался освобождения из тюрьмы Оскара Слэйтера, обвиненного в убийстве и грабеже. Как настоящий рыцарь, Конан Дойл бескорыстно помогал бедным беззащитным людям, но он отвечал твердым “нет”, когда ему предлагали за крупное вознаграждение заниматься шпионажем [28, с. 480].

Стоит отметить , что создатель великого сыщика за письменным столом работал так же рьяно и честно, как во врачебных кабинетах, постоянно пробуя разные направления. Особенно любил историческую прозу и своим великим трудом называл роман в духе Вальтера Скотта «Белый отряд» о рыцарях Столетней войны, и его продолжение «Сэр Найджел»Книги оценили и читатели – издатель «Белого отряда» восхищался: «Я не читал ничего столь замечательного после "Айвенго"!». С другой стороны, к досаде Дойла, критики об этих романах говорили как о крепкой развлекательной литературе для юношества, когда он видел в них серьезные исследования с философской глубиной [13].

Ожидания постоянно обманывали Дойла. «Она станет религиозной, если не литературной сенсацией, а возможно, и той и той», – предвкушал он судьбу «Писем Старка Монро», реалистичного и частично автобиографического романа о молодом враче. Но роман получил прохладные отзывы. Неунывающий писатель обращался к новым и новым жанрам: мрачные мистические новеллы в духе Эдгара Аллана По, пьесы, веселые исторические рассказы, наконец, фантастика [13].

В жанре научной фантастики Конан Дойль выступил в начале десятых годов XX века, уже будучи прославленным писателем, создателем Шерлока Холмса. В фантастике Конан Дойла нет той научной базы, какая, скажем, типична для творчества Жюля Верна, да и по сравнению с Уэллсом научный багаж его менее весом и более ограничен. Однако и у Конан Дойля, по крайней мере в лучших его фантастических произведениях, мы найдем и элемент научного предвидения и добросовестность научной обработки сюжета [1].

Интересно то, что самый большой успех в итоге имели те произведения, которые писатель ценил невысоко: комедийные истории из жизни бригадира Жерара или «Затерянный мир», научно-фантастический роман о могучем профессоре Челленджере, который вместе со спутниками исследует странный мир, где сохранились динозавры [13].

Замысел повести возник у Дойла под влиянием английского ученого Фосетта, который рассказывал писателю о своем путешествии в южноамериканские джунгли. Впоследствии на той же территории он пропал без вести. По утверждению французского профессора зоолога Бернара Эйвельманса, высказанному им в книге "По следам неизвестных животных", место действия "Затерянного мира" — горы Рикардо-Франко Хиллс, где Фосетт был со своей экспедицией в 1908 году и о которых он писал: "Время и человек оставили эти вершины в неприкосновенности. Они возвышались здесь, покрытые лесами, словно потерянный мир, и воображение смело могло населить их существами, уцелевшими от давно прошедших веков. За оградой из неприступных скал, избавленных от борьбы с новыми условиями изменяющейся природы, чудовища зари рода человеческого, может быть, продолжали владычествовать здесь... словно в естественном заповеднике. Так думал, во всяком случае, Конан Дойл, когда впоследствии в Лондоне я рассказал ему об этих возвышенностях и показывал сделанные мною снимки. Он мечтал написать роман с местом действия в центре Южной Америки и расспрашивал меня о многом. В результате появился его "Затерянный мир", который заслужил столь громкий успех". [33].

На замысел "Затерянного мира" и его воплощение оказал, в частности, влияние своими трудами и советами зоолог Эдвин Рей Ланкастер. "Как насчет гигантской змеи длиной в шестьдесят футов? — предлагал Ланкастер Конан Дойлу новых обитателей "Затерянного мира". — Или зверя, похожего на кролика, а величиной с быка?" [33].

Челленджер — один из любимых героев Конан Дойля и в его творчестве стоит рядом с Шерлоком Холмсом, полноправно разделяя любовь и уважение читателей, а «челленджеровский цикл» Конан Дойля знаком каждому любителю научной фантастики [1].

Конан Дойл написал и такие фантастические произведения, как "Отравленный пояс", «Открытие Рафлза Хоу», «Маракотова бездна», «Владыка Тёмной стороны» (1929; продолжение «Маракотовой бездны»: главы VIVII); «Необычайный эксперимент в Кайнплатце» и «Ад в небесах» [20].

На протяжении всей жизни Конан Дойл, почти как профессиональный историк, интересовался тремя эпохами из прошлого Англии и Европы: Столетняя война XIV–XV веков, Английская буржуазная революция XVII века и Наполеоновские войны от Трафальгара до Ватерлоо. Им посвящены такие произведения, как «Белый отряд», «Подвиги» и «Приключения» бригадира Жерара, «Родни Стоун» (1896) и многие другие. Пьеса Дойла «Ватерлоо» (1895) в свое время имела невероятный успех. Есть у него и социально-бытовой роман «Торговый дом Гердлстон» (1890) [15, c. 363].

По своим общественным взглядам Конан Дойл был государственником. Он полностью доверял и внутренней, и международной политике английского правительства. Из-под его пера не появилось ни одного антиправительственного пасквиля, как, к примеру, у его современника и американского коллеги Марка Твена [15, c. 363].

В 1914 году началась Первая мировая война и писатель, которому исполнилось пятьдесят пять лет, отчаянно рвался на фронт, но британское командование отклоняло все его просьбы, считая, что писатель может принести больше пользы в тылу, если будет писать очерки о британской армии. Тогда он решил стать летописцем этой войны, не раз выезжал на фронт и написал шесть томов «Истории действий английских войск во Франции и Фландрии» (1916–1920). Первую мировую войну он, в отличие от представителей потерянного поколения, описывал в романтических тонах, говоря о доблести и героизме британского солдата [15, c. 363], [28, c, 480].

Во время войны Дойл организовал добровольческий отряд гражданской самообороны, в который тут же и вступил. Эти отряды насчитывали десятки тысяч человек. Если бы немцы предприняли вторжение на остров, на защиту Великобритании поднялась бы вся страна, в том числе и эти отряды [25].

Старший сын писателя Кингсли Дойл ушел на фронт добровольцем и умер в 1918 г. Через год от болезней и истощения скончался младший брат писателя, бригадный генерал Иннес Дойл, отличившийся во время войны. На этой войне погибли ещё четыре родственника Конан Дойла [28, c. 480].

Все это настолько потрясло Конан Дойла (особенно смерть сына), что он, известный реалист, обратился к спиритизму и заинтересовался такими сочинениями, как «Человеческая личность и ее дальнейшая жизнь после телесной смерти» Мейерса, и сам оставил труды по спиритизму. Теперь он видит главный порок со временного человека в грубом материализме мышления как следствии развития европейской науки. Дойл и сам воспитан на научном рационализме; спиритизм привлекателен для него тем, что предоставляет, как ему кажется, неопровержимые доказательства существования души после смерти. Его последний труд – двухтомная История спиритизма (The History of Spiritualism, 1926-1927) [15, c. 363], [17].

Как известно, Дойл творил в викторианскую эпоху, которая озна­чает определенную идеологию, образ мыслей и жизни, духовную атмосферу, комплекс нравственных и этических установлений, свиде­тельствующих о благополучном поступательном развитии общества в целом. Вплоть до конца 80-х годов в сознании большинства англичан, в том числе и представителей интеллигенции, сохранялась иллюзия незыблемости викторианства как комплекса социальных, этических и даже эстетических понятий [8; 29].

Жестоким потрясением стала англо-бурская война, по своему характеру одна из первых империалистических войн. Наступил кризис викторианства. Расставание с отличавшей его системой социальных и духовных ценностей многообразно отразились в литературе задолго до того, как наступил календарный конец этого длительного исторического периода [8].

Вызревали новые умонастроения и эстетические каноны. В английской литературе рубежа веков сложно и тесно взаимодействуют различные направления, тенденции, методы. На литературной сцене присутствуют «поздний викторианец» Томас Гарди, сатирик-нравописатель Сэмюэль Батлер, эстет Оскар Уайльд, натуралист Дж. Гиссинг, символист Гордон Крэгг, фантаст Герберт Уэллс, «ибсенианец» и фабианец Бернард Шоу, неоромантики Стивенсон, Конрад, Киплинг, Честертон и, конечно же, Дойл. Художественные достижения этого периода ознаменованы творчеством авторов, у которых реализм переплетается прежде всего с натуралистической и особенно романтической эстетикой, а также с другими методами. Подобная пестрота методов и направлений объясняется переходным характером времени, общей атмосферой неустойчивости и ломки [8].

Конан Дойл созрел как писатель в пору, когда в Англии развивалось литературное течение, называемое неоромантизмом, то есть романтизмом новым в отличие от романтизма первых десятилетий века, а также в противоположность натурализму и символизму — двум другим течениям, сформировавшимся в последней трети XIX столетия [33].

 

 

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 

 

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод,  что Артур Конан Дойл является одним из ярчайших писателей, творивших в жанре детектива. Вся его жизнь была наполнена людьми и событиями, которые поспособствовали написанию его рассказов. Неоценимый вклад в творчество писателя внёс доктор Джозеф Белл, благодаря которому Дойл и познакомился с методом дедукции.

Конан Дойл использовал свои произведения для привлечения внимания людей к проблемам (как социальным, так и политическим) своего времени. В творчестве писателя немаловажную роль играют войны, участником и свидетелем которых он был. Этот опыт послужил основой для многих произведений автора, в том числе и для рассказов о Шерлоке Холмсе.

Писатель не только придумывал истории о гениальном сыщике-детективе, но и сам не раз брался за расследование дел, которые требовали его вмешательства. Также стоит отметить и то, что имя Артура Конан Дойла отпечаталось в истории не только как имя английского писателя детективов, но и как имя талантливого врача.

 

 

 

 

ГЛАВА 2

НЕОРОМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДЕТЕКТИВНЫХ РАССКАЗАХ О ШЕРЛОКЕ ХОЛМСЕ И ДОКТОРЕ ВАТСОНЕ

 

2.1                 Терминология и особенности детективного жанра

 

 

Литературоведы считают, что детектив закрепился как литературный жанр, когда в наиболее развитых буржуазных странах стали появляться регулярные полицейские силы и их розыскные подразделения для пресечения и раскрытия преступлений.  Кроме того, популяризации детективов способствовало ослабление религиозного начала в обществе.

Данный литературный жанр представляет собой достаточно широкое понятие. Так, например, согласно толковому словарю Ожегова выделяются два его значения: 1. Специалист по расследованию уголовных преступлений. 2. Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений [26, с. 163]. Также детектив можно охарактеризовать как жанр художественной литературы, в основе сюжета которого лежит загадка, а задача состоит в нахождении ответов на все вопросы.

Наиболее распространенное определение детективного жанра сводится к тому, что это — раскрытие тайны, расследование преступления с помощью анализа. Однако такая формулировка недостаточно полно раскрывает суть понятия. По определению же искусствоведа Я. Маркулан, «детектив — жанр, в котором сыщик, пользуясь профессиональным опытом или особым даром наблюдательности, расследует, а тем самым аналитически реконструирует обстоятельства преступления, опознает преступника и во имя определенных идей осуществляет победу добра над злом» [22].

Словарь литературоведческих терминов дает нам следующее определение термина «детективная литература»: Детективная литература (от лат. detectio — раскрытие, англ, detect — открывать, обнаруживать, detective — сыщик) — литератуpa, посвященная раскрытию методом логического анализа сложной, запутанной тайны, чаще всего связанной с преступлением [32].

Термин “детектив” (от «detego» — раскрываю, разоблачаю) был впервые введен американской писательницей Анной Кэтрин Грин (1846–1935), которую вполне заслуженно считают “матерью детектива”. Ее первый детективный роман “Дело Ливенуортов”, 1878 г., имел колоссальный успех.

Исторически сложилось так, что бесспорным «отцом» детективных историй считается Эдгар Алан По. Тем не менее, стоит взять во внимание, что элементы детективного жанра прослеживаются в творчестве и других авторов, которые создавали свои произведения раньше, чем это делал По. Так, например, одним из центральных героев романа Уильяма Годвина (1756-1836) "Приключения Калеба Вильямса" (1794) выступает сыщик-любитель. Значительное влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции», вышедшие в свет в 1828. Но именно По создал то, что можно расценивать как фундамент в этой области – в буквальном смысле слова сотворил шаблон для всей литературы, написанной в жанре детектива, которому следует следовать. Именно благодаря его произведениям читатель смог прочувствовать и насладиться гениальностью сюжета, в основу которого заложено загадочное происшествие – преступление. Так как писатель работал как представитель романтизма, то называть его детективистом можно лишь условно. Но всё же создать фундаментальную схему жанра и основные детективные сюжеты и приёмы удалось именно По. Произведения, познакомившие нас с сыщиком Дюпеном, положили основу дальнейшему развития жанра по всему миру. Публикация в апреле 1841 г. новеллы «Убийство на улице Морг», по заверению самого Эдгара Алана По, считается точной датой рождения детективного жанра. Этому способствовали «логические рассказы» или рациоцинации (ratiocinations).

Эдгар По был также основоположником традиции, которая была столь нежно принята ценителями криминальной фантастики, − тому, что стало известно как "Правила игры", которые, среди прочего, гласят:

1.     Детективная история должна быть честной.

2.     Детективная история должна быть читабельной.

Формула, которую Эдгар По изобрел и повторил в “Похищенном письме” и “Тайне Мари Роже”, стала популярной среди читателей 19 века, поскольку в ней содержалось обещание дедуктивного рассуждения как решения любой, казалось бы, неразрешимой проблемы. Эдгар По также подчеркивал “недоверие к внешности”, которое стало заметным во все более сложном и индустриализованном обществе.

Как известно, период правления Виктории, королевы Великобритании и Ирландии, принято называть викторианской эпохой. Понятие «викторианский детектив» можно считать введенным только в конце 30-х годом 19 века, поскольку именно на это время приходится развитие полиции и расцвет викторианской беллетристики, что дало толчок к появлению нового литературного жанра. Целым потоком на читателей хлынули якобы правдивые мемуары и записки следователей о своих делах. Очень часто в этих книгах подчеркивалась связь главного героя со Скотленд-Ярдом или сыскными отделами Эдинбурга и Дублина, а также с борцами с преступностью из других стран.

Первым уже известным писателем, который сделал полицейского одним из главных персонажей, стал Чарльз Диккенс. В романе «Холодный дом» (1852 – 1853) ключевую роль получил инспектор Баккет. После публикации этого произведения, однако, литераторы не бросились тут же сочинять еще больше книг про сыщиков, но все же дверь в жанр детектива слегка приоткрылась, вдохновив отдельных авторов на написание «сенсационных», как они тогда назывались, романов. Уилки Коллинз, друг и неоднократный, но не всегда указанный соавтор Диккенса, стал первым и лучшим писателем, последовавшим за ним по новому пути, выпустив сначала почти идеальную «Женщину в белом» (1860), в основу которой был положен случай из французской юридической практики, а затем и «Лунный камень» (1868), о котором Т.С. Элиот отозвался как о «первом, самом длинном и совершенном» детективном романе всех времен. Почтенный критик, однако, конечно же, ошибался по всем трем пунктам, но было бы невежливо препираться с ним по поводу этой безусловно достойной книги [36].

Что же касается знаменитых романов У. Коллинза, то в них акцентируется внимание на психологии персонажей, автор увлечен наблюдением за людьми. Стоит отметить и объёмность произведений Коллинза, а также наличие в них множества сюжетных линий. Нравоописательная задача появляется в детективе именно благодаря У. Коллинзу. Эта задача позже будет важна для А. Кристи и Ж. Сименона.

Существует спорный вопрос о первом детективном романе. Так, например, некоторые специалисты считают таковым роман Чарлза Филикса "Тайна Ноттинг Хилла". Это так называемый роман-фельетон, который публиковался в 1862-63 годах в еженедельном журнале "Once a Week", а в 1863 году вышел отдельным изданием. Также существует мнение, что первая книга, которую назвали «детективным романом» – «Дело Ливенворта» А. К. Грин (1878).

Расширенная классификация детективного жанра даётся в книге Анджапаридзе «Английский политический детектив»:

1) Интеллектуальный детектив. Основной его чертой является наличие героя, который опирается на свои аналитические способности. Примером такого детектива служит «Убийство на улице Морг» Э. А. По и цикл произведений «Приключения Шерлока Холмса» А. Конан Дойля.

2) Детектив закрытого типа требует ограниченное количество подозреваемых. Примером является детектив «Убийство в Восточном Экспрессе» и рассказ «10 негритят» Агаты Кристи.

3) В психологическом детективе основной чертой является изучение характера подозреваемого. Одним из наиболее знаменитых психологических детективов стал роман Томаса Харриса «Молчание ягнят», впоследствии экранизированный.

4) В основе сюжета политического типа лежит наличие политического мотива. Примерами могут служить рассказы А. Холл «Берлинский меморандум», Ф. Нибелл «Семь дней в мае» и А. Кристи «Большая Четверка».

5) В шпионском – внимание сосредоточено на разведывательной и контрразведывательной работе. Примеры: Р. Ладлэм «Джейсон Борн», Джон Ле Карре «Ночной администратор» и А. Кристи «Кошка среди голубей».

6) В полицейском детективе освещается работа полицейского отдела. Наиболее подходящим для примера является цикл рассказов «87-й полицейский участок» Эда Макбейна.

7) Исторический основывается на расследовании исторической загадки. Примеры: серия «Судья Ди» Роберта Ван Гулика, «Турецкий Гамбит» Бориса Акунина, роман Барбары Вайн «Книга Асты».

8) Иронический демонстрирует взгляд на преступление с юмористической точки зрения. Яркими представителями жанра являются Фредерик Дар «В Калифорнию за наследством», Шарль Эксбрайя «Жвачка и спагетти», Лео Мале «Километры саванов» [3].

Что качается Англии, то там оформился и расцвел так называемый классический или интеллектуальный детектив, который часто именуют детективом закрытого типа. Он подразумевает ограниченный список персонажей-подозреваемых, а расследование должно основываться на сборе фактов и логике.

У классического детективного жанра, как и у других, есть свои особенности:

1.                 Основным признаком детектива как жанра является наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными. Главный герой (он же герой-интеллектуал) – это сыщик-любитель, который наделен способностью расшифровывать знаки. В произведении он выступает как независимый персонаж.

Эту жанровую особенность детектива отмечает и Е. Н. Герасименко: «Детектив – это всегда загадка, тайна, которую читатель, следуя за автором, решает самостоятельно, получая возможность не только логически мыслить, проявлять дедуктивные способности, но и понимать психологию людей. Также отличительной чертой хорошего детектива является заложенная в нем нравственная идея, моральность, связанная с разоблачением и наказанием преступника» [12, с. 39].

2.                 Полнота фактов – второй важный признак классического детектива. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. У читателя должна быть вся необходимая информация для того, чтобы на основании этой информации он был в состоянии самостоятельны решить загадку. Данная информация должна быть предоставлена ему к моменту, когда расследование уже завершается. От читателя могут быть сокрыты лишь незначительные подробности, не имеющие большого веса для раскрытия преступления. Когда расследование уже завершено, то всё тайны должны стать явными и на все вопросы – найдены ответы.

3.                 Следующая особенность детективного жанра − обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо знакомы читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Это помогает читателю лучше понять, что из описываемого является обычным, а что — странным, выходящим за рамки.

4.                 Далее следует стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели легко читаемы и предсказуемы. Даже если персонажи и наделены какими-то специфическими особенностями, то рано или поздно они становятся доступны читателю. Также причины, побудившие действующих лиц к действию, имеют стереотипный характер.

5.                 Наличие в детективе определенных правил построения сюжета, которые не всегда соотносятся с реальной жизнью. Так, к примеру, нарратор и сыщик в классическом детективе не могут оказаться преступниками.

 

 

2.2 Черты детектива в рассказах о Шерлоке Холмсе

 

 

Возвращаясь к рассказам Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе и опираясь на особенности классического детектива, можно с полной уверенностью говорить о том, что они относятся к жанру детектив. Это подтверждается, в первую очередь, наличием в рассказах главного героя-интеллектуала, который расследует преступление. Гениальный сыщик, который использует метод дедукции для расследования как самых простых дел, так и сложных головоломок. Он применяет свой необыкновенный талант всякий раз как выпадает возможность. В подтверждении вышесказанного приведём отрывок из рассказа «Союз рыжих»:

 «Ah, of course, I forgot that. But the writing

«What else can be indicated by that right cuff so very shiny for five inchesand the left one with the smooth patch near the elbow where you rest it upon the 

desk?» [35, с. 20].

Герой-детектив в большинстве случаев – явно асоциальная личность, даже если и «сотрудничает» с социумом или делает что-то на благо его. Его героизм ему несколько неудобен, и он его тщательно маскирует за собственной «холодностью». Его отстраненность демонстрируется и при описании внешности Шерлока, которое мы получаем благодаря доктору Ватсону: «He curled himself up in his chair, with his thin knees drawn up to his hawk-like nose, and there he sat with his eyes closed and his black clay pipe thrusting out like the bill of some strange bird» [35, с. 27].

Следующее описание сыщика мы получаем от рассказчика, когда первый находится в процессе расследования: «Sherlock Holmes was transformed when he was hot upon such a scent as this. Men who had only known the quiet thinker and logician of Baker Street would have failed to recognise him. His face flushed and darkened. His brows were drawn into two hard black lines, while his eyes shone out from beneath them with a steely glitter. His face was bent downward, his shoulders bowed, his lips compressed, and the veins stood out like whipcord in his long, sinewy neck. His nostrils seemed to dilate with a purely animal lust for the chase, and his mind was so absolutely concentrated upon the matter before him that a question or remark fell unheeded upon his ears, or, at the most, only provoked a quick, impatient snarl in reply» [35, с. 54].

Что касается стереотипности персонажей, то и здесь Дойл не отходит от классического детектива. Главные герои используют одни и те же клишированные фразы. «I was aware of it», «I was also aware of that», «It is simplicity itself» [35, с. 6, 3], «I thought as much» [35, с. 32] – эти фразы часто можно услышать из уст самого Шерлока Холмса, во время того, как он выслушивает людей, которые пришли к нему за помощью. Когда же Шерлок Холмс обращается к своему другу и помощнику, чтобы узнать его мнение касательно того или иного дела, то Ватсон неоднократно использует  следующее фразы: «I cannot think»,  «I cannot imagine» [35, с. 107, 78], «What are you going to do, then? » [35, с. 26].

Как было упомянуто выше: одной из главных особенностей классического детектива является наличие преступления. И этому правилу Артур Конан Дойл не всегда придерживался в написании своих рассказов. Так, например, в рассказе «Скандал в Богемии» отсутствует преступление в его привычной форме. Здесь акцент делается на само расследование, способ и приемы которого кажутся непонятными нарратору (Доктор Ватсон), хотя он и принимает в процессе расследования пассивное участие.

Данный рассказ также впервые демонстрирует нам наличие чувств у Шерлока к противоположному полу, ведь именно Ирэн Адлер сумела тронуть сердце сыщика: «Oh, she has turned all the men's heads down in that part. She is the daintiest thing under a bonnet on this planet…» [35, с. 10]. Встреча с Мисс Адлер изменила мнение Шерлока Холмса о женщинах и это подтверждается следующими словами Ватсона, завершающими рассказ: «…He used to make merry over the cleverness of women, but I have not heard him do it of late. And when he speaks of Irene Adler, or when he refers to her photograph, it is always under the honourable title of the woman» [35, с. 18].

Читатель должен иметь равные шансы с детективом в решении загадки. Другими словами, наличие всей необходимой информации для расследования тайны параллельно с автором – неотъемлемая часть классического детектива. Каждый раз, читая рассказы Дойла, мы получаем доступ к той же информации и к тем же фактам, что и сыщик. У нас всегда есть возможность сделать свои собственные предположения о личности преступника. Так, например, в рассказе «Пять зернышек апельсина» Джон Опеншо предоставляет детализированный рассказ необычайного дела, которое случилось с его семьёй и с ним самим: «My father had fallen over one of the deep chalk-pits which abound in the neighbourhood, and was lying senseless, with a shattered skull. I hurried to him, but he passed away without having ever recovered his consciousness. He had, as it appears, been returning from Fareham in the twilight, and as the country was unknown to him, and the chalk-pit unfenced, the jury had no hesitation in bringing in a verdict of 'death from accidental causes'» [35, с. 65].

Согласно одной из особенностей классического детектива, сыщик и рассказчик не могут оказаться преступниками, однако Дойл, в некотором смысле, обошел это правило. Так, например, в рассказе «Пестрая лента» Шерлок косвенно виновен в смерти Гримсби Ройлотта. Но нельзя сказать, что эта смерть легла тяжким бременем на его совесть.

 

2.3 Шерлок Холмс и доктор Ватсон как неоромантические герои

 

 

Рассказы Конан Дойла о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне часто описывают как неоромантические и для этого есть свои причины. Но, прежде чем перейти к обоснованию данного утверждения, необходимо сперва обратиться к самому понятию «неоромантизм».

Словарь литературоведческих терминов Белокуровой даёт следующее толкование данного понятия: «Неоромантизм - возрождение романтической традиции в литературе конца XIX - начала XX столетия, с последующим ее переосмыслением и дополнением. Для Н. характерны романтическое двоемирие (конфликт идеального и реального), повышенный интерес к сильной личности и т. д.» [7].

Впервые о неоромантизме заговорили на рубеже 1880—1890-х годов в берлинской артистической среде, однако наиболее ярко он проявил себя на Британских островах, поскольку в этот период назревал кризис викторианской эпохи, который ознаменовал собой новые настроения в обществе и переходность культуры: от «старого» к «новому» — «современному», «модерному», «молодому».

Неоромантизм был течением в искусстве, в котором проявились фундаментальные особенности переходного периода (каковым, без всякого сомнения, и был рубеж XIX-XX веков). Прежде всего среди них нужно акцентировать внимание на следующих особенностях: мозаичность картины литературной жизни, большое количество направлений, течений, школ, отсутствие магистрального направления, открытость границ различных художественных систем, многообразие влияний и традиций, расширение литературной «географии», неоформленность термина.

Представители этого течения противопоставляли злу буржуазного общества веру в человека, в сильную яркую личность. Неоромантики возрождают традицию приключенческой литературы и вносят в нее поэзию странствий, мечту о дальних странах. Герой у неоромантиков ищет настоящей увлекательной жизни в экзотических местах земли. Уход от серой прозы буржуазного существования был формой протеста против социального зла. Неоромантики создали красочный, удивительный мир сильных страстей и чудесных приключений [5].

Неоромантики полагали, что все зависит от угла зрения, под которым рассматривается действительность, от умения человека увидеть красоту и необычность окружающего его мира. Именно поэтому для неоромантиков характерен культ приключения, стремление к необычному. Неоромантизм показывает, как человек, сумевший увидеть окружающий его мир свежим взглядом, открывает в нем таинственное, необычное. Стремление к опасностям, авантюрам, к столкновению с трудностями и их преодолению делает, по мнению неоромантиков, жизнь человека яркой, насыщенной. Искусство не только приподнимает человека над будничностью деловой жизни, не только показывает ему чудесный мир фантазии, но и дает ему ключ к пониманию смысла жизни, требует от своего читателя изменения собственной жизненной позиции. Для неоромантизма характерен оптимизм, утверждение безграничности человеческих возможностей, борьба за духовную красоту человеческой жизни.

«Смешение романтизма и реализма» − так можно охарактеризовать неоромантизм простым языком. От реализма взяты техника описания, место действия, позиция автора, а воссоздание романтического героя и атмосферы − лежат в основе сюжетной линии.

Черты неоромантизма свойственны и творчеству Артура Конан Дойла, и он по праву является одним из ярчайших представителей данного течения в литературе.

Как известно, романтический герой – это особая и таинственная фигура, которая противостоит обществу. Таковым и является Шерлок Холмс. Это отстраненная личность, которая отвергает правила окружающего её мира, но и не пытается внести свои коррективы в этот мир. И не смотря на его мизантропичность, в нём прорывается истинный герой неоромантизма, который жаждет приключений. Стоит только ему услышать о новом деле, как его настроение моментально меняется, будто кто-то поднёс спичку к давно потухшей свече. В отличие от замкнутых в себя героев fin de siècle (с фр. — «конец века»), герой неоромантизма открыт для взаимодействия с миром, в котором он видит больше, чем простые обыватели. Это видно невооруженным глазом всякий раз, когда клиенты Шерлока поражаются его удивительной способности видеть и подмечать то, чего не видят другие.

Для Шерлока Холмса также абсолютно не имеет никакого значения происхождение его клиентов или то, какой статус они занимают в обществе. Он беспристрастен к подобного рода вещам, что подтверждается следующими словами героя: «I assure you, Watson, without affectation, that the status of my client is a matter of less moment to me than the interest of his case» [35, с. 131].

Герой неоромантизма – это самодостаточная личность, которая представляет собой сильного и свободолюбивого персонажа, независимого в своих суждениях и поступках – и Шерлок Холмс, как нельзя лучше, подходит под такое описание. К примеру, он отпускает преступника, если считает его действия оправданными или в случае признания преступником своей вины: «Just tell us the truth,» he said. «I shall jot down the facts. You will sign it, and Watson here can witness it. Then I could produce your confession at the last extremity to save young McCarthy. I promise you that I shall not use it unless it is absolutely needed» [35, с. 58]. Если же Холмс считает мотивы преступников благородными, то он оправдывает их. Более того, он способен и на сокрытие улик и обладаемой им информации, чтобы человек не понёс наказание и остался на свободе. Шерлок всё ещё остается романтиком: он не стремится изменить порядок вещей, он лишь корректирует ошибки, совершенные людьми, и делает он это в зоне своей непосредственной деятельности − раскрытии преступлений.  

Шерлок воплощает собой целеустремленную, готовую к риску и борьбе личность, полную жажды странствий и приключений (что и свойственно героям неоромантизма).

Поскольку романтический герой стремится к сепарации от общества, то одиночество является его верным другом. Но не для Шерлока, в жизни которого присутствует верный друг – доктор Ватсон. Он – классический пример компаньона, который сопровождает сыщика и описывает всё, что с ним приключается. Многим может показаться, что роль Ватсона в рассказах малозначительна, однако это ошибочное мнение, ведь именно от лица доктора ведётся повествование. Всё, что мы знаем о персонажах, причинах их прихода к Холмсу, обстановке и о процессе раскрытия преступлений, мы узнаем благодаря доктору Ватсону.

Бытует мнение, что персонаж доктора был создал лишь для того, чтобы оттенять могучий интеллект сыщика. Такой приём позволил бы Шерлоку выигрышнее смотрется на фоне человека, необладающего столь неординарными способностями. Но, на само же деле, доктор Ватсон человек неглупый и самого себя таковым он тоже не считает: «I trust that I am not more dense than my neighbors, but I was always oppressed with a sense of my own stupidity in my dealings with Sherlock Holmes. Here I had heard what he had heard, I had seen what he had seen, and yet from his words it was evident that he saw clearly not only what had happened but what was about to happen, while to me the whole business was still confused and grotesque» [35, с. 29]. Также Ватсон объективно оценивает свои возможности (возможности того, что ему по силам, а что нет), что можно увидеть в следующей цитате: «I tried to puzzle it out, but gave it up in despair and set the matter aside until night should bring an explanation» [35, p. 29].

Шерлок Холмс очень высоко ценит своего друга и его познания в области медицины, которые не раз были полезны при раскрытии расследуемых ими преступлений. Например, когда на Бейкер-стрит со своей проблемой к ним приходит наследственный король Богемии и просит беседовать с Холмсом наедине, то сыщик отвечает ему следующее: «It is both, or none,» said he. «You may say before this gentleman anything which you may say to me» [35, с. 6]. Это одна из многих фраз, которая подтверждает тот факт, что сыщик считает Ватсон своим другом и товарищем.

Доктор Ватсон – типичный реалистический герой. Реализм характеризует своего героя как «типический герой в типических обстоятельствах», что как нельзя лучше описывает доктора. Ватсон, будучи рассказчиком, дает нам изображение жизни в образах, соответствующих действительности. В своём повествование он не забывает о конкретике и типизации образов, о детализации интерьера, портретов и пейзажей – всех этих чертах реализма в литературе.

Будучи врачом, за плечами которого военные действия, Ватсон умеет быстро принимать решения, брать на себя ответственность и не терять присутствия духа в любых условиях: «My experience of camp life in Afghanistan had at least had the effect of making me a prompt and ready traveler. My wants were few and simple, so that in less than the time stated I was in a cab with my valise, rattling away to Paddington Station» [35, с. 45].

Джон Ватсон представляет собой архетипичного джентльмена викторианской эпохи: умён, благоразумен, трезво оценивает свои возможности и кажется вполне рациональным. Но в то же время он безнадежный искатель приключений, всегда готовый прийти на помощь своему другу.

 

 

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

 

 

Можно заключить, что детектив – это жанр, который описывает процесс расследования таинственного происшествия, чтобы пролить свет на ту или иную сторону дела и раскрыть преступление.

В ходе работы над данной главой были изучены особенности детективного жанра. Характерные черты жанра были найдены в рассказах о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне и это позволяет нам утверждать, что они несомненно относятся к жанру детектива. В прочитанных рассказах есть элементы интриги, тайны и неожиданные повороты событий, что характерно для вышеупомянутого жанра.

«A Scandal in Bohemia», «The Red-headed League», «The Boscombe Valley Mystery», «The Five Orange Pips», «The Man with the Twisted Lip», «The Adventure of the Speckled Band», «The Adventure of the Noble Bachelor» − все эти рассказы наделены одной из основных черт детектива: логикой и аналитическим складом ума, которыми постоянно пользуется Шерлок в ходе раскрытия преступлений.

Артур Конан Дойл был одним из ведущих представителей неоромантизма в литературе. Данное направление нашло свое выражение в его произведениях о сыщике-интеллектуале и других рассказах и романах. В основе произведений − обычные жизненные ситуации, требующие принятия смелых решений.

Шерлок Холмс, как и герои неоромантизма, наделён огромной силой воли и тягой к приключениям. И, несмотря на стремление отдалиться от людей, он обладает способностью притягивать их в свою жизнь, как и получилось с Ватсоном. Хоть доктор и не владеет дедуктивным методом, это не мешает ему быть увлеченным процессом расследования и жаждать приключений. Всё это позволяет нам сделать вывод, что рассказы Артура Конана Дойла о сыщики относятся к неоромантическим, поскольку Шерлок Холмс – это романтический герой, а Ватсон – реалистический, что в сочетании друг с другом и есть неоромантизм.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключении можно отметить, что творчество Артура Конан Дойла было тесно связано с социокультурными основами того времени. На творчество Дойла сильно повлиял его жизненный опыт и общество того времени. Его работа в качестве врача и участие в войне дали ему знания и навыки, которые он впоследствии использовал для написания своих произведений. Благодаря своему знакомству с людьми из разных сфер общества, он смог создать настолько увлекательные и доступные для понимания рассказы.

Образы Шерлока Холмса и доктора Ватсона имеют свою историю. Создание персонажей было вдохновлено реальными людьми, которых Сэр Артур Конан Дойл встречал в своей жизни.

Неоромантический подход в детективных рассказах о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне проявляется в том, что автор ставит в центр сюжета не только само преступление и его разгадку, но и эмоциональный мир героев.

Детективные рассказы о сыщике с Бейкер-стрит и о его товарище можно с полной уверенностью назвать неоромантическими, поскольку в них присутствуют черты, характерные для данного направления. Это в первую очередь «союз» романтизма и реализма, который мы можем наблюдать на примерах самого Шерлока и доктора Ватсона.

 Рассказы А. К. Дойла можно отнести к детективному жанру, потому что  в них присутствуют:

1.                Загадочность и таинственность сюжета (присутствуют необычные события, которые нужно разгадать).

2.                Гениальный детектив, который способен разгадать самые сложные головоломки, используя дедуктивный метод и свой аналитический ум.

3.                Полнота фактов, позволяющих читателю делать свои собственные выводы о дальнейшем развитии сюжета.

4.                Подозреваемые, которые в ходе расследования могут оказаться как виновными, так и непричастными к преступлению.

5.                Интрига и накаленная обстановка. Атмосфера, созданная автором, заставляет читателя оставаться в напряжении до последней страницы. Однако в рассказах Дойла эта “напряженность” имеет разную степень. Так, например, в рассказах «The Boscombe Valley Mystery» и «The Five Orange Pips» интрига держится до самой разгадки преступления. В рассказе «A Scandal in Bohemia» мы можем наблюдать накал лишь в начале (и то незначительный), когда наследственный король Богемии пытается скрыть свою личность от Холмса, и в конце произведения, когда Ирэн Адлер удается обвести вокруг пальца детектива.

6.                Сыщик и рассказчик, которые не могут оказаться преступниками. Но данная черта частично проигнорирована автором в рассказе «The Adventure of the Speckled Band», поскольку в нём Шерлок косвенно виновен в смерти доктора Гримсби Ройлотта.

Как уже отмечалось ранее, в творчестве писателя можно наблюдать черты неормантического направления. Это прослеживается на примере самих героев его рассказов: Шерлоке Холмсе и докторе Джоне Ватсоне. Они – это «гибрид» таких направлений в литературе как романтизм и реализм.

Жанр детективной литературы был очень популярным в 19 веке и Артур Конан Дойл стал одним из наиболее известных авторов этого жанра. Его произведения о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне стали классикой детективной литературы и оказали значительное влияние на современные произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.                Абрамов, Ал. Фантастика А. Конан Дойля [Электронный ресурс] / Ал. Абрамов. – Режим доступа: https://www.acdoyle.ru/about/abramov1.pdf. – Дата доступа: 26.04.2023.

2.                Александрова, Д. Кем Шерлок Холмс был в реальности? / Д. Александрова. – Режим доступа: https://diletant.media/articles/45261857/. – Дата доступа: 26.04.2023.

3.                Анджапаридзе, Г. Английский политический детектив / Г. Анджапаридзе. – Москва : Радуга, 1985. – 601 с.

4.                Андреева, Ю. И. Как Конан Дойль был сыщиком [Электронный ресурс] / Ю. И. Андреева. – Режим доступа: https://author.today/post/326977. – Дата доступа: 26.04.2023.

5.                Аникин, Г. В. Литература на рубеже XIXXX веков (1871−1917) / Г. В. Аникин, Н. П. Михальская // История английской литературы : учеб. для студ. пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностранные языки» / Г. В. Аникин. – 2-е изд., перераб. и испр. – Москва : Высшая школа, 1985. – С. 261.

6.                Баринов, Е. Х. Шерлок Холмс и судебная медицина [Электронный ресурс] / Е. Х. Баринов // Дорогой мистер Холмс. – Москва, 2018. – Гл. 3. – Режим доступа: https://med.wikireading.ru/hW1gGp4j0T. – Дата доступа: 23.042023.

7.                Белокурова, С. П. Неоромантизм [Электронный ресурс] / С. П. Белокурова // Словарь литературоведческих терминов / автор-составитель С. П. Белокурова. – Режим доступа: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=%CD%C5%CE%D0%CE%CC%C0%CD%D2%C8%C7%CC&bukv=%CD. – Дата доступа: 27.04.2023.

8.                Виппер, В. Б. Литературная ситуация на рубеже веков / В. Б. Виппер // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького ; редкол.: В. Б. Виппер (гл. ред.) [и др.]. – Режим доступа: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/ivl-rubezh-xix-i-hh-vekov/anglijskaya-literaturnaya-situaciya.htm. – Дата доступа: 22.04.2023.

9.                Владимирович, А. Дело близорукого индуса / А. Владимирович. – Режим доступа: https://detectivemethod.ru/heroes/case-myopic-hindu/. – Дата доступа: 26.042023.

10.           Волохова, У. Приключения Артура Конан Дойля до и после Шерлока Холмса / У. Волохова // Коммерсантъ Weekend. – 2018. − №35. – С. 11.

11.           Галкин, Е. Б. Артур Конан Дойл: формирование личности, взгляды и социально-экономическая деятельность в 1914–1918 годах / Е. Б. Галкин, С. С. Репин // Молодой ученый. – 2016. − № 28 (132). – С. 383−393.

12.           Герасименко, Э. Н. Детективный текст как объект филологических исследований / Э. Н. Герасименко // Навукові запіскі. – 2013. - № 3(75). – С. 39.

13.           Егоров, О. Не только Шерлок: чем еще был известен сэр Артур Конан Дойл? [Электронный ресурс] / О. Егоров. – Режим доступа: https://azbooka.ru/articles/ne-tolko-sherlok-chem-eshche-byl-izvesten-ser-artur-konan-doyl. – Дата доступа: 26.04.2023.

14.           Зарембо, Л. Приключения Джозефа Белла и доктора Конан Дойля / Л. Зарембо // Планета. – 2010. – № 12. – С. 46−57. 

15.           Иванов, Г. В. Артур Конан Дойл / Г. В. Иванов, Л. С. Калюжная // 100 великих писателей ; ред. Никифорова И. И. – Москва, 2013. – С. 358−363.

16.           Ивашкова, И. «Я тебя породил»: почему Артур Конан Дойль мечтал убить Шерлока Холмса? [Электронный ресурс] / Ирина Ивашкова. – Режим доступа: https://www.novochag.ru/family_and_children/istorii-lyudey/ya-tebya-porodil-pochemu-artur-konan-doyl-mechtal-ubit-sherloka-holmsa/. – Дата доступа: 27.04.2023.

17.           Кагарлицкий, Ю. И. Артур Конан Дойл. Биография [Электронный ресурс] / Ю. И. Кагарлицкий. – Режим доступа: https://detectivemethod.ru/english/doyle-arthur-conan/#из-статей. – Дата доступа: 26.04.2023.

18.           Калугина, К. Гений или безумец: загадки и тайны человека, ставшего прототипом Шерлока Холмса / К. Калугина. – Режим доступа: https://www.marieclaire.ru/psychology/genii-ili-bezumec-zagadki-i-tainy-cheloveka-stavshego-prototipom-sherloka-kholmsa/. – Дата доступа: 26.04.2023.

19.           Карр, Д. Д. Артур Конан Дойл / Дж. Д. Карр, Х. Пирсон. – Москва : Книга, 1989. – 320 с.

20.           Колеснева, И. Артур Конан Дойл: Писатель, врач и детектив [Электронный ресурс] / И. Колеснева // Блог Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина и библиотек Челябинска. – Режим доступа: https://vokrugknig.blogspot.com/2019/05/blog-post_22.html. – Дата доступа: 27.04.2023.

21.           Краснящих, А. П. Быть Конан Дойлом [Электронный ресурс] / А. П. Краснящих // Этюд в багровых тонах / А. К. Дойл. – Режим доступа: https://litmir.club/br/?b=542446&p=1. – Дата доступа: 26.04.2023.

22.           Маркулан, Я. Детектив. Что это такое? [Электронный ресурс] / Я. Маркулан. – Режим доступа: https://detectivemethod.ru/laboratory/detective-what-is-it/. – Дата доступа: 28.04.2023.

23.           Миллер, Р. Конан Дойл в роли Холмса / Р. Миллер // Приключения Конан Дойла. – Москва, 2012. – Гл. 15. – С. 296−315.

24.           Мишаненкова, Е. А. Шерлок Холмс. Жизнь великого детектива / Е. А. Мишаненкова; ред. К. Секачева. – Москва : АСТ, 2015. – 320 с.

25.           Надеждин, Н. Я. Первая мировая война [Электронный ресурс] / Н. Я. Надеждин // Артур Конан Дойл. – Москва : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, 2011. – Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/h3OcZlF4Xe. – Дата доступа: 26.04.2023.

26.           Ожегов, С. И. Детектив / С. И. Ожегов // Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений / под общ. ред. Л. И. Скворцова. – Москва : Мир И образование, 2015. – С. 163.

27.           Семенова, А. Артур Конан Дойль. 10 фактов о писателе, враче, журналисте и его героях [Электронный ресурс] / А. Семенова. – Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-48363632. – Дата доступа: 27.04.2023.

28.           Сидорченко, Л. В. Артур Конан Дойл // История западноевропейской литературы. XIX век: Англия : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Л. В. Сидорченко [и др.] ; под ред. Л. В. Сидорченко, И. И. Буровой. – Москва : Академия ; CПб : Филол. фак. СПбГУ, 2004. – С. 470−482. 

29.           Соловьева, Н. А. Общая характеристика [Электронный ресурс] / Н. А. Соловьева [и др.] // История зарубежной литературы XIX века : учебное пособие. – Москва, 1991. – Гл. 36. – Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/izl-hih-soloveva/36-obschaya-harakteristika.htm. – Дата доступа: 26.04.2023.

30.           Сташауэр, Д. «Я вижу вы жили в Афганистане» [Электронный ресурс] / Д. Сташауэр // Рассказчик: Жизнь Артура Конан Дойла / Д. Сташауэр. – Москва, 2008. – Гл. 6.  – Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/208939. – Дата доступа: 24.04.2023.

31.           Сурин, А. Шерлок Холмс — «сильно разбавленный» доктор Джозеф Белл / А. Сурин. – Режим доступа: https://diletant.media/articles/36612630/. – Дата доступа: 26.04.2023.

32.           Тимофеев, Л. И. Детективная литература / Л. И. Тимофеев // Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – Москва : Просвещение, 1974. – С. 66−67.

33.           Урнов, М. В. Конан Дойл, Шерлок Холмс и профессор Челленджер / М. В. Урнов. – Режим доступа: https://www.acdoyle.ru/about/urnov1.html. – Дата доступа: 26.04.2023.

34.           Федоров, Н. Настоящий детектив [Электронный ресурс] / Н. Федоров // Вокруг света. – 2016. - № 1. – Режим доступа: https://www.vokrugsveta. ru/article/ 241903/. – Дата доступа: 26.04.2023.

35.           Doyle, A. K The Adventures of Sherlock Holmes [Electronic resource] / A. K. Doyle. – Mode of access: http://people.maths.ox.ac.uk/moulton/The_Adventures_of_Sherlock_Holmes.pdf. – Date of access: 03.04.2023.

36.           Penzler, O. How the "Victorian mystery" was born [Electronic resource] / O. Pensler. – Mode of access: https://crimereads.com/how-the-victorian-mystery-was-born/. – Date of access: 24.04.2023

 

 

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...