Тема 1.2. Концепции маркетинга
В общем смысле концепция часто понимается как система
взгля- дов, способ представления тех или иных явлений в процессе органи- зации
и осуществления какой-либо деятельности. Нередко концепция рассматривается как
система основных идей, общий замысел, инте- грированная философия хозяйствования.
Известно шесть основных
концепций маркетинговой деятельно- сти. Они возникли в различные периоды
развития мировой экономи- ки как ответ на социальные, экономические и
политические переме- ны, произошедшие в течение XX века (табл. 1.2).
Ф. Котлер, проводя
исследования, а также опираясь на концепции маркетинга, взятые в историческом
контексте, выделил первые пять глобальных основных концепций, на основе которых
любая фирма, заинтересованная в получении прибыли, вела (ведет и будет вести)
свою деятельность [49].
Основные
концепции маркетинга
Таблица 1.2
Годы
|
Концепция
|
Ведущая идея
|
Главная цель
|
1860–1920
|
Производ- ственная
|
Произвожу то, что могу
|
Совершенствование
про- изводства, рост продаж, максимизация прибыли
|
1920–1930
|
Товарная
|
Производство каче- ственных товаров
|
Совершенствование
по- требительских свойств товара
|
1930–1950
|
Сбытовая
|
Развитие сбытовой сети, каналов
сбыта
|
Интенсификация
сбыта товаров за счет маркетин- говых усилий по продви- жению и продаже
товаров
|
1960–1980
|
Целевого маркетинга
|
Произвожу то, что нужно
потребителю
|
Удовлетворение нужд и потребностей потреби- телей
целевых рынков
|
1980–1995
|
Социально- этического маркетинга
|
Произвожу то, что
нужно потребите- лю, с учетом требо- ваний общества
|
Удовлетворение нужд и потребностей потре- бителей
целевых рынков при условии сбережения человеческих, матери- альных,
энергетических и других ресурсов, охра- ны окружающей среды
|
С 1995 г.
по настоя- щее время
|
Маркетинга взаимодей- ствия
|
Произвожу то, что
удовлетворяет по- требителей и парт- неров по бизнесу
|
Удовлетворение
потреб- ностей потребителей, ин- тересов партнеров и го- сударства в процессе
их коммерческого и неком- мерческого взаимодей- ствия
|
Концепция
совершенствования производства. Это один из са- мых старых подходов,
которым руководствуются предприятия. Дан- ная концепция основана на
утверждении, что потребители будут по- купать товары, которые широко
распространены и доступны по цене; следовательно, руководство должно сосредоточить
свои усилия на совершенствовании производства и системы распределения.
Концепция
совершенствования производства находит примене- ние в двух ситуациях: когда
спрос на товар превышает предложение и когда себестоимость товара слишком высока,
т. е. ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности
труда. Данной концепции придерживалась и продолжает придерживаться значительная
часть российских предприятий и организаций, что слу- жит одной из причин
бедственного положения многих из них. Это концепция равнодушия к потребителям;
она применима в редких слу- чаях, например, в производстве стандартизованных
товаров и сырье- вых продуктов, таких как нефть, металлы в слитках, спички,
патроны к автоматическому оружию и др.
Концепция
совершенствования товара. Это еще один старый основополагающий подход,
которым руководствуются предприятия. Концепция совершенствования товара состоит
в том, что потребите- ли будут покупать товары наивысшего качества, с
наилучшими экс- плуатационными свойствами и характеристиками; следовательно,
организация должна сосредоточить свои усилия на постоянном со- вершенствовании
товара.
Многие производители
верят, что если им удастся усовершен- ствовать мышеловку или мотороллер, то
тропа к их порогу не за- растет. Однако зачастую их ждет жестокий удар.
Покупатели ищут способ избавления от мышей, но не обязательно с помощью усовер-
шенствованной мышеловки; они хотят ездить, но не на мотороллере. Решением
проблемы могут стать химический аэрозоль против мышей или мотоцикл. Более того,
усовершенствованный мотороллер не пой- дет на рынке, если производитель не
примет мер, чтобы сделать его привлекательным с помощью дизайна и цены. Если он
не организует товародвижение по удобным каналам распределения, не привлечет
внимания тех, кому мотороллер нужен, и не убедит этих людей в пре- восходных
качествах своего изделия, то он потерпит крах.
Концепция
совершенствования товара приводит к «маркетинго- вой близорукости», так как
упускает из виду нужды клиентов. Ис- пользование этой концепции многими
отечественными промышлен- ными предприятиями – одна из причин их трудностей и
бед.
Концепция сбыта за
счет интенсификации коммерческих усилий. Этого подхода придерживаются многие производители. Кон- цепция сбыта за
счет интенсификации коммерческих усилий состоит
в том, что потребители
не будут покупать товары организации в до- статочном количестве, если она не
предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Агрессивно используют
концепцию интенсификации коммерче- ских усилий применительно к товарам
повседневного спроса, о при- обретении которых покупатель долго не раздумывает.
В этих от- раслях деятельности разработаны и доведены до совершенства раз-
личные приемы выявления потенциальных покупателей и «жесткой продажи» им
товара. Практикуют «жесткую продажу» и в отношении других товаров, таких как
автомобили.
Используется агрессивная и назойливая реклама. Едва клиент по- является у
прилавка или входит в демонстрационный зал, продавец мгновенно начинает
«психологическую обработку». Если клиенту по- нравилась выставленная вещь, ему
могут сказать, что она последняя, что ее собирается купить другой. Поэтому
решать надо не откладывая. Если покупателя не устраивает цена, продавец
предлагает перегово- рить с владельцем и добиться особой скидки. Цель всего
этого – «за- вести клиента» и заставить его совершить покупку как можно скорее.
Долгосрочные результаты деятельности предприятия, руковод-
ствующегося этой концепцией, часто могут быть
неблагоприятны.
Концепция целевого
маркетинга.
Это современный
подход в предпринимательской
деятельности, характерный для постинду- стриального периода экономического
развития. Согласно данной концепции залогом достижения целей организации служат
определе- ние нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой
удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов,
способами.
Суть концепции целевого маркетинга выражают призывы типа
«Отыщите потребности и
удовлетворите их» или «Производите то, что можете продать, вместо того чтобы
пытаться продать то, что мо- жете произвести» [50].
Концепцию интенсификации
коммерческих усилий и концепцию целевого маркетинга часто путают друг с другом.
Известный амери- канский экономист и маркетолог Т. Левитт разграничивал их
следу- ющим образом [13].
Коммерческие усилия по
сбыту – это забота о нуждах продавца. Это забота о превращении его товара в
наличные деньги. Целевой
маркетинг – это забота
об удовлетворении нужд клиента посредством товара и факторов, связанных с созданием,
поставкой и, наконец, по- треблением этого товара. Она и вознаграждается
прибылью.
Концепция целевого
маркетинга – это ориентация на нужды
и по- требности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями мар- кетинга,
нацеленными на создание потребительской удовлетворен- ности. Потребительская
удовлетворенность – основа для достижения целей организации.
Концепция целевого
маркетинга отражает приверженность тео- рии суверенитета потребителя. Организация производит то, что не-
обходимо потребителю, и получает прибыль за счет максимального удовлетворения
его нужд.


Концепция
социально-этического маркетинга. Социально-эти- ческий маркетинг – явление настоящего времени. Задача организации,
согласно данной концепции, – установить нужды, потребности, инте- ресы
целевых рынков и обеспечить желаемую удовлетворенность бо- лее эффективными и
более продуктивными, чем у конкурентов, спо- собами. При этом одновременно обеспечивается сохранение или укре-
пление благополучия потребителя и общества в целом. Концепция
социально-этического маркетинга порождена сомнениями в соответ- ствии концепции
чистого маркетинга нашему времени с его ухудше- нием качества окружающей среды
и дефицитом природных ресурсов.


Эти и подобные
обстоятельства и вызвали появление
концеп- ции социально-этического маркетинга. Данная концепция
требует от предприятия увязки в рамках политики маркетинга трех
факторов, а именно: получение прибыли, удовлетворение потребностей потре-
бителей и улучшение общего благосостояния людей [13].
Новая концепция
управления маркетингом на
рынках товаров и услуг была
предложена в 90-е годы прошлого столетия шведскими учеными и названа маркетингом
взаимодействия. Основная идея
маркетинга взаимодействия состоит в
том, что объектом управле- ния маркетингом становится не совокупное решение, а
отношения (коммуникации) с покупателем и другими участниками процесса
купли-продажи. Прогрессивность концепции маркетинга взаимо- действия
подтверждается тем, что продукты все больше становятся стандартизированными, а
услуги – унифицированными, что приводит к формированию повторяющихся
маркетинговых решений. Поэтому единственный способ удержать потребителя – это
индивидуализация отношений с ним, что возможно на основе развития долгосрочного
взаимодействия партнеров. В этом контексте отношения становятся важнейшим
ресурсом, которым владеет компания, наряду с матери- альными, финансовыми,
информационными, человеческими и т. п. ресурсами. Отношения – как результат
эффективного взаимодей- ствия – становятся продуктом, в котором интегрированы
интеллек- туальный и информационный ресурсы – главные факторы непрерыв- ности рыночных отношений.
Маркетинг взаимодействия повышает значимость личности, лич-
ных контактов в системе эффективных коммуникаций. Более
того, он распределяет ответственность за принятие решений в области
марке- тинга на весь
персонал фирмы, поскольку требует участия в маркетин- говой деятельности не только
специалистов службы маркетинга, но и
работников других служб фирмы, включая
менеджеров верхнего
зве- на. Именно аппарат управления фирмой становится ответственным за
формирование и развитие
долговременных взаимовыгодных отноше- ний в процессе
взаимодействия фирмы с клиентами
и поставщиками. В 2010 году известнейший американский гуру маркетинга Ф. Кот- лер предложил, на его взгляд,
новую концепцию холистического, или
целостного, маркетинга.
Холистический
(целостный) маркетинг – это планирование, разработка и внедрение маркетинговых программ,
процессов и меро- приятий с учетом их широты и взаимозависимости. Холистический
маркетинг признает, что в маркетинговом деле важно все и что зача- стую необходимо применять расширенный, интегрированный подход. Холистический
маркетинг включает четыре основные составляющие.
1. Внутренний
маркетинг – обеспечение того, чтобы
все сотруд- ники организации руководствовались в своей деятельности принци-
пами маркетинга (и в особенности – высшее руководство).
2.
Интегрированный маркетинг – оптимальное применение раз- нообразных средств создания,
продвижения и предоставления потре- бительской
ценности.
3. Маркетинг
взаимоотношений – построение
многогранных вза- имодействий с покупателями, участниками каналов
распределения и прочими маркетинговыми
партнерами.
4. Социально
ответственный маркетинг – понимание
этических, экологических, правовых и социальных последствий маркетинга
[48, с. 17].
Можно с полным
основанием считать, что ведущей идеей кон- цепции холистического маркетинга
является «произвожу то, что удовлетворяет всех
и во всем», а его главная цель – «удовлетворе- ние потребностей потребителей
(покупателей, клиентов) на
осно- ве всеобъемлющего и
интегрированного подхода». По своей сути, концепция холистического
маркетинга воплощает в себе основные положения всех предыдущих концепций и в связи
с этим с опреде- ленным допущением либо может считаться единой интегрирующей
концепцией маркетинга, либо не может считаться самостоятельной концепцией, так
как дублирует положения всех предшествующих концепций.