Курсовая работа на тему: "Роль медицинской сестры по уходу за пациентами с аскаридозом"

Курсовая работа на тему: "Роль медицинской сестры по уходу за пациентами с аскаридозом"

ВАЖНО!!! 
Данная курсовая работа носит информационный характер! Если тебе нужна качественная учебная работа с высоким % оригинальности и бесплатными доработками по теме: "Роль медицинской сестры по уходу за пациентами с аскаридозом", то советуем обратиться к профессионалам! Узнай всю необходимую информацию на нашем официальном сайте.
👇👇👇
Наши менеджеры на сайте ответят на все Ваши вопросы в режиме "онлайн"😇



Содержание

 

Введение

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические и методологические аспекты сестринской деятельности по уходу за пациентами с аскаридозом

 

 

1.1 Аскаридоз, этиология, клиническая картина, цикл развития аскаридоза

 

 

1.2 Диагностика, лечение, профилактика при аскаридозе

 

 

1.3 Сестринский уход при аскаридозе

 

 

Заключение

 

 

Список использованных источников

 

 

 

 

 


 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Аскаридоз у детей – это паразитарное заболевание, развивающееся при заражении ребёнка круглыми гельминтами – аскаридами.

Гельминты - паразитические многоклеточные организмы, относящиеся к низшим червям надтипа сколецида. В организме человека паразитируют в основном 2 типа гельминтов: плоские черви (Plathelminthes) и круглые черви (Nemathelminthes). Наиболее часто встречающиеся у человека виды гельминтов относятся к следующим классам: трематоды (Trematoda); цестоды (Cestoda); нематоды (Nematoda).

Гельминты, относящиеся к нематодам, имеют цилиндрическое и несегментированное тело. Они обычно раздельнополы. Развитие происходит прямым путём или со сменой хозяев. Группу болезней, вызываемых нематодами, называют нематодозы.

 

Актуальность исследования:

 

 Проблема охраны здоровья детей является одной из приоритетных задач здравоохранения. В настоящее время, одним из факторов, определяющих состояние здоровья населения, являются социально-обусловленные болезни, в том числе - гельминтозы, на долю которых приходится 99% всех паразитарных заболеваний.

 

 Аскаридоз является ведущей инвазией в группе гельминтозов и распространён на всей территории России. Данные литературы свидетельствуют об этиологической роли аскаридоза в развитии патологий желудочно-кишечного тракта, аллергических заболеваний, вторичных иммунодефицитных состояний. Однако, комплексных исследований по характеристике и течению этой инвазии у детей в разные возрастные периоды с учётом динамики инфекционного процесса и стадии развития паразита в организме, до настоящего времени не проводилось.

 

В настоящее время, под воздействием различных факторов, наблюдается патоморфоз клинической картины этого паразитарного заболевания, проявляющийся в неспецифичности основных симптомов.  Следовательно, представляет интерес изучить клинико-лабораторные особенности течения не только кишечной, но и личиночной стадии.

 

Объект исследования: аскаридоз.

Предмет исследования: роль медицинской сестры по уходу за пациентами с аскаридозом.

Цель исследования: изучение профессиональной деятельности медицинской сестры по уходу за пациентами с аскаридозом.

Задачи:

1. На основе анализа научной, методической и специальной литературы раскрыть содержание рассматриваемых понятий;

2. Дать характеристику профессиональной деятельности медицинской сестры по уходу за пациентом с аскаридозом.

3. Сделать выводы.

Методы исследования:

1. Аналитический;

2. Синтез.

Практическая значимость работы:

Возможность применить полученный результат в профессиональной деятельности медицинской сестры для эффективного ухода за пациентами, страдающими аскаридозом.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УХОДУ ЗА ПАЦИЕНТАМИ С АСКАРИДОЗОМ

 

1. 1 Этиология, клиническая картина, цикл развития аскаридоза

Этиология

Аскаридоз - глистная инвазия, возбудителями которой являются аскариды (Ascaris lumbricoides), паразитирующие в тонком кишечнике.

Аскарида - крупная раздельнополая нематода. Длина самок 20 - 40 см, самцов - 15 - 25 см. Тело на концах заострено, покрыто плотной кутикулой белого или розоватого цвета. На головном конце характерно наличие трёх крупных губ, видимых при малом увеличении микроскопа. Хвостовой конец самца обычно изогнут в виде крючка. Яйцо овальной формы, яйца могут быть оплодотворёнными и неоплодотворенными. У оплодотворённых яиц наружная белковая оболочка желто-коричневого цвета с неправильно волнистым контуром, толстая и обычно мало прозрачная. Встречаются яйца и без белковой оболочки. Поверхность таких яиц гладкая, оболочка прозрачная и бесцветная. Внутри яйца находится округлая зародышевая клетка тёмного цвета. Полюса яйца остаются свободными и прозрачными. Неоплодотворенные яйца крупнее, овальной или неправильной формы, вся полость яйца занята желточными клетками. Белковая оболочка выглядит так же, как у оплодотворённых яиц, однако волнистый наружный контур неравномерный, отмечаются отдельные крупные бугорки. Иногда белковая оболочка может отсутствовать.

Размножаются аскариды только половым путём. Это раздельнополые организмы. Органы размножения имеют вид извитых трубочек. Половая система самца представлена одним семенником, переходящим в семяпровод, впадающий в заднюю кишку. У самок имеется 2 яичника. От них отходят яйцеводы, переходящие в матки, которые сливаются в непарное влагалище, открывающиеся отверстием в брюшной стороне тела. Оплодотворение внутреннее. Самка ежесуточно откладывает в кишечнике человека до 240000 яиц, которые с каловыми массами выводятся во внешнюю среду.

Источником заражения почвы яйцами гельминтов является больной аскаридозом человек. Сами аскариды во внешней среде не жизнеспособны, а их яйца могут сохраняться в почве многие годы. Заражение аскаридозом у детей осуществляется фекально-оральным путём при проглатывании яиц аскарид с созревшими до инвазионной стадии личинками.

Попав в кишечник ребёнка с загрязненной пищей (плохо вымытыми овощами, фруктами), личинки паразитов проникают в лимфатические и кровеносные сосуды и с током крови совершают миграцию в печень, правый желудочек сердца, лёгкие, оттуда в бронхи, трахею, глотку и полость рта. После повторного заглатывания в кишечнике развиваются взрослые аскариды. Продолжительность цикла развития гельминта с фазой миграции составляет около 3 месяцев. Зрелая аскарида паразитирует в кишечнике до 1 года.

В кишечной стадии аскаридоза у детей преобладают симптомы расстройства пищеварения, связанные со снижением кислотности желудочного сока и активности ферментов, ухудшением процессов переваривания пищи и всасывания питательных веществ. При аскаридозе детей начинают беспокоить периодические боли в животе (абдоминальный синдром), отсутствие аппетита, иногда - отвращения к пище, повышенное слюнотечение, тошнота, непереносимость некоторых продуктов, метеоризм и неустойчивый стул, снижение массы тела, частые простудные заболевания. Так же для аскаридоза характерны нарушения со стороны нервной системы (астеновегетативный синдром): у детей отмечается быстрая утомляемость, снижение памяти, рассеянность, раздражительность, беспокойный сон, появление вестибулярных нарушений, гиперкинезов и эпилептиформных судорог. При большом скоплении аскарид в кишечнике может развиться динамическая непроходимость. Данные паразиты могут явиться причиной развития холецистита, панкреатита и других осложнений.

 

Диагноз аскаридоза ставится только при получении положительных результатов лабораторного паразитологического обследования пациента. При подозрении на аскаридоз исследуют пробы фекалий в течение 1-2 недель. Особую актуальность представляет определение специфических противопаразитарных lgE к аскариде для определения этиологии аллергических проявлений заболевания.

 

Клиническая картина

Аскариды являются возбудителем аскаридоза.

В клинике выделяют 2 периода: период миграции личинок в кровеносной системе и период паразитирования половозрелых аскарид в тонком кишечнике. Весь цикл развития (от проникновения яйца в кишечник из внешней среды до зрелой аскариды) длится 2-2,5 месяца.

Клинические проявления первой фазы связаны с сенсибилизацией организма продуктами обмена развивающихся личинок и распада погибающих. Первая фаза аскаридоза может протекать так:

- нестойкая очаговая инфильтрация лёгких, сопровождающаяся эозинофилией в крови;

- заболевание дыхательных путей (пневмония, бронхит, гриппоподобные заболевания иногда с кровью в мокроте);

- поражение кожи (полиморфная сыпь типа крапивницы, зуд, везикулярные и другие высыпания, которые могут заканчиваться шелушением);

- увеличение и болезненность печени;

- боли в животе;

- тахикардия со снижением артериального давления.

Нестойкую очаговую инфильтрацию лёгких чаще диагностируют случайно при рентгенографии лёгких, либо при диспансерном наблюдении, либо при обследовании ребёнка с жалобами на общее недомогание, повышенную температуру, небольшой кашель. При рентгенологическом обследовании находят один или несколько очагов затемнения лёгкого, которые в случае повторного исследования через 3-5 дней могут исчезнуть совсем или появиться в другом месте. Для крови таких больных характерна значительная эозинофилия. В типичных случаях могут отмечаться аллергические высыпания на коже. Как правило, заболевание заканчивается за 1 -2 недели, иногда даже за 2-3 дня и может не привлечь внимания родителей и врача.

Указанный симптомокомплекс впервые описал в 1932 г. Леффлер, поэтому иногда его называют комплексом Леффлера. При массивном заражении, как показали опыты на добровольцах и клинические наблюдения, могут быть бронхопневмонии, бронхит (даже обструктивный бронхит). В мокроте таких больных можно найти личинки аскарид. Клиническую картину первой (миграционной) фазы аскаридоза может вызывать не только Ascaris lumbricoides, но и собачья аскарида Toxocara canis. Однако повторного попадания личинки в кишечник не бывает и кишечной стадии токсокароза у человека не описано. Необходимо помнить также, что изредка личинки аскарид в миграционную фазу могут попадать в большой круг кровообращения и оседать во внутренних органах, являясь причиной развития абсцессов.

Клинические проявления кишечной фазы аскаридоза в зависимости от числа паразитирующих гельминтов, общей реактивности организма ребёнка могут варьировать от незначительных (или полностью бессимптомного течения) до очень тяжёлых. У детей отмечаются снижение аппетита, похудание, периодическое повышение температуры тела, желудочно-кишечные расстройства (понос, тошнота, реже рвота), боли в животе (чаще в подложечной области и области пупка), иногда имитирующие даже острый живот, раздражительность, быстрая утомляемость, головные боли, беспокойный сон (ночные страхи, скрежет зубами). Проявлением аскаридоза могут быть эпилептиформный и менингеальные синдромы, истерические припадки.

Описаны случаи перитонита, желтух, кишечной непроходимости, механической асфиксии, гнойного плеврита в результате аскаридоза. Аскаридоз может способствовать хроническому течению ангио-холециститов и других патологических процессов желудочно-кишечного тракта, может вызывать вторичные дефициты витаминов А, С, В6, железа. В свою очередь, лихорадочные болезни, наркоз и другие стрессорные факторы стимулируют взрослых аскарид к миграции.

 

Жизненный цикл аскариды включает несколько фаз развития.

Период от момента заражения до развития взрослой особи аскариды занимает 2,5-3 месяца, что соответствует ранней миграционной стадии заболевания. Во время поздней кишечной стадии аскаридоза у детей в организме паразитируют взрослые глисты. В сутки самка аскариды откладывает до четверти миллиона незрелых яиц, выделяющихся с фекалиями больного наружу. Продолжительность жизни взрослых особей аскарид – не более 12 месяцев, после чего они погибают. Новое поколение личинок в том же организме появиться не может, и даже в отсутствие лечения аскаридоз у детей полностью прекращается примерно через год, если за это время не произошло повторного заражения (в т. ч. аутореинвазии).

 

Уже через 3-4 часа после заражения личинка, освободившись от оболочек яйца, пробуравливает слизистую и подслизистую оболочки кишечника и попадает в кишечные вены. Далее через воротную и нижнеполую вены личинка переносится в правый отдел сердца и через лёгочную артерию в капилляры альвеол. Благодаря буравящей способности личинка проникает через эпителий капилляра и альвеол в альвеолы. Движением ресничек мерцательного эпителия, выстилающего дыхательные пути, личинки перемещаются по бронхам в трахею и глотку. Из полости рта в смеси со слюной они вновь могут быть проглочены и снова могут попасть в кишечник, где в тонком его отделе через 70-75 дней и развивается половозрелая аскарида. Стадия миграции личинок аскарид (аэробная стадия) продолжается 14-15 дней.

Цикл развития аскаридоза

Весь жизненный цикл развития (от момента попадания зрелого яйца до момента появления в фекалиях яиц новой генерации) длится 11-12 недель. Длительность жизни аскариды не превышает года. Аскарида чаще (87%) паразитирует в тонкой кишке, но она не прикрепляется, а удерживается, упираясь своими концами в стенку кишки, поэтому аскариды весьма мобильны, могут спускаться и подниматься по ходу кишечника, проникать в желудок, жёлчные пути, через пищевод и глотку в дыхательные пути и даже лобные пазухи.  При миграции в другие органы создаются условия для присоединения бактериальной инфекции с развитием осложнений гнойного характера (абсцессы, холангиты, панкреатиты и др.).

Антитела к белкам аскарид обнаруживают через 5-10 дней после заражения, но они исчезают через 3 месяца. В крупных очагах аскаридоза создаётся иммунитет к реинвазии, что объясняет окончание болезни на ранней стадии у 25% больных.

 

 

 

1.2 Диагностика, лечение, профилактика при аскаридозе

Диагностика

Диагноз аскаридоза основан на тщательном анализе данных анамнеза и осмотра больного, обнаружении яиц аскарид в фекалиях ребёнка. При подозрении на аскаридоз нельзя ограничиться просмотром нативных мазков кала, а необходимо использовать методы флотации (Фюллеборна, Шульмана, Горкной и др.).

В ранней, лёгочной фазе аскаридоза, личинки можно обнаружить при микроскопии мокроты. Высокая эозинофилия крови, наличие летучих инфильтратов в лёгких должны вызывать подозрение на наличие аскаридоза.

Для выявления кишечной стадии проводят микроскопию кала с целью обнаружения яиц. При положительном результате обязательно отмечают, какие именно яйца обнаружены - оплодотворённые или нет. Это имеет значение для оценки возможной эпидемиологической роли данного больного в микроочаге. Исследование кала на яйца глистов при подозрении на глистную инвазию должно проводиться, как правило, 3-5 дней подряд. Иногда у ребёнка, страдающего аскаридозом, яиц аскарид в кале можно не обнаружить. Это может быть тогда, когда в кишечнике находятся только самцы или только юные, неполовозрелые аскариды. В таких случаях так же, как и для диагностики первой фазы заболевания, используют реакцию преципитациила живых личинок аскарид по Лейкиной, СОЭ с аскаридозным антигеном (по Кротову), рентгенологическое исследование. Реакция преципитации при обследовании больших коллективов детей бывает положительной чаще, чем находят яйца аскарид в кале. Может быть, это связано и с тем, что у некоторых детей в результате приобретённого иммунитета аскариды либо погибают и выделяются из организма, не завершив полного развития, либо длительно (около 4 месяцев) не достигают половой зрелости и рост их заканчивается на стадиях юных форм.

В периферической крови у детей, страдающих аскаридозом, можно обнаружить нетяжелую анемию, лейкопению, увеличенную СОЭ и эозинофилию.

 

 

Лечение

В большинстве случаев после выявления паразита (яиц в кале или взрослой особи) при неосложненном течении заболевания назначается амбулаторное лечение в виде принятия противопаразитарных препаратов специфического действия. Курс лечения аскаридоза в среднем не превышает трёх дней. Устойчивости аскарид к лечению общепринятыми схемами в настоящее время не установлено.

Принимать препараты без назначения и наблюдения врача не рекомендуется, так как они обладают побочными действиями.

 

Профилактика

 

Комплекс профилактических мероприятий при аскаридозе направлен на:

1. выявление и лечение инвазированных;

2. охрану почвы от фекальных загрязнений;

3. проведение санитарно-воспитательной работы среди населения.

Объем и характер проводимых мероприятий определяется уровнем пораженности населения, особенностями быта и хозяйственной деятельности людей и эпидемического процесса. Это устанавливается и регламентируется территориальной санитарно-эпидемиологической службой в зависимости от типа очага: интенсивные (20 - 30% инвазированных), средней интенсивности (6 - 20%) и неинтенсивные (с пораженностью ниже 6%).

В интенсивных очагах проводят массовую дегельминтизацию населения 2 раза в год. В очагах средней интенсивности дегельминтизацию проводят по микроочаговому принципу (по усадьбам, где есть инвазированный).

Первая дегельминтизация проводится в конце весны - начале лета (с целью освобождения от аскарид лиц, заразившихся в прошлом году и весной этого года), вторая - поздней осенью или в начале зимы (с целью освобождения от аскарид всех заразившихся в данный сезон).

В действующих истинных микроочагах аскаридоза (усадьба, где есть инвазированный и возможна передача инвазии) срок диспансеризации - 3 года, в течение которых два раза в год (весной и осенью) проводят копрологические обследования всех членов семьи. Через три года при трехкратном отрицательном результате обследования микроочаг снимается с учёта.

Оздоровление очагов идёт под контролем результатов санитарно-гельминтологического исследования почвы приусадебных участков и огородов.

При снижении пораженности до 3 - 5% и ниже лечению подлежат только инвазированные по мере выявления.

Важное значение (особенно в оздоравливаемых очагах) имеют мероприятия, направленные на охрану внешней среды, особенно огородов, ягодных участков от загрязнения необезвреженными фекалиями.

Фекалии можно обезвреживать путём выдерживания их в выгребах уборных в течение 2 лет: заполненный выгреб уборной приусадебного участка закрывают и закапывают, сруб переносят на другую яму. Нечистоты в первой яме, остающиеся в ней в течение 2 лет, за которые яйца гельминтов почти полностью погибают, могут быть использованы в качестве удобрений.

Этот метод прост, дешёв и может быть рекомендован для дачных усадеб, в которых не проводят плановую очистку.

Меры, предусматривающие санитарное благоустройство, как-то: канализация, строительство дворовых уборных, биотуалеты, регулярная очистка, а также использование различных химических веществ для обезвреживания почвы (карбатион 3% раствор 4 л на 1 м2), поликарбацин (30 - 40 г в 5 л воды на 1 м2), тиозон (200 г на 1 м2) и др. лежат в основе профилактики аскаридоза.

Важное значение имеет санитарная пропаганда, разъясняющая людям недопустимость использования фекалий в качестве удобрений, необходимость соблюдения правил личной профилактики: мытье рук перед едой, употребление в пищу только хорошо вымытых фруктов, ягод, овощей, которые не подвергаются термической обработке.

 

Заключение

         В исследовательской работе рассмотрена актуальная тема, имеющая значение для профессиональной деятельности медицинского работника.

         На основе анализа научной, методической и специальной литературы были рассмотрены понятия: «паразитология» и «аскаридоз у детей». Мной были сделаны следующие выводы:

Паразитология - направление медицины, изучающее паразитарных заболеваний человека, их диагностику, лечение и профилактику. Организм любого человека могут населять различные виды паразитов: вирусы, бактерии, паразитические грибы, прионы и т.д.

Паразиты, живущие внутри человеческого организма, часто являются причиной появления расстройств многих органов и систем организма (заболеваний нервной системы, пищеварительной, кожных и аллергических заболеваний, обменных нарушений). Гельминтозы могут стать причиной ожирения или патологического исхудания пациента, преждевременного проявления внешних признаков старения, нарушений эмоционального фона

В России в среднем за год аскаридами заражается около 15 миллионов человек. На данный момент медицине известно 287 видов гельминтов, паразитирующих у человека, из них около 60 видов имеют широкое распространение на территории России, из которых около 20 видов встречаются наиболее часто.

Таким образом, на сегодняшний день изучен механизм эволюционного взаимодействия практически всех гельминтов, аскарид и энтеробиоз. Задача эффективного лечения невозможна, без правильного понимания механизмов приспособления.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

Богомолов Б.П.Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. / Б. П. Богомолов. - М.: ООО "Дизайн Пресс", 2000. - 232с.

Гавришева Н.А.Инфекционный процесс: Клинические и патофизиологические аспекты: Учеб.пособие для студ.мед.вузов и фак. / Н. А. Гавришева, Т. В. Антонова. - СПб: Спец. лит., 1999. - 255с.: ил.

Дифференциальная диагностика инфекционных болезней: Руководство для врачей / А.П. Казанцев, Т.М. Зубик, К.С. Иванов, В.А. Казанцев. - М.: Мед. информ. агенство, 1999. - 482с.: ил.

Инфекционные болезни/ Сост. Владимирова А.Г. - Волгоград: "Учитель-2", 1997. - 91с. - (Медицина).

Инфекционные болезни: Руководство для врачей / Под ред. Покровского В.И. - М.: Медицина, 1996. - 527с. - (Руководство по внутренним болезням. Под общ. ред. Чазова Е.И.).

Клинико-лабораторная диагностика инфекционных болезней: Рук.для врачей / Ю. П. Финогеев, Ю. В. Лобзин, Ю. А. Винакмен и др.; Под ред.Лобзина Ю.В. - СПб.: Фолиант, 2001. - 384с.

Лобзин Ю.В.Лечение инфекционных больных: Учеб.-метод.пособие для студ.мед.вузов / Ю. В. Лобзин, Ю.П. Финогеев, С.Н. Новицкий. Под общ.ред.Ю.В.Лобзина. - СПб.: Фолиант, 2003. - 124с.

Руководство по инфекционным болезням/ Военно-мед. акад.; Под ред. Ю.В. Лобзина. - 3-е изд.,доп.и перераб. - СПб.: Фолиант, 2003. - 1036с.

Турьянов М.Х.Инфекционные болезни / М. Х. Турьянов, А. Д. Царегородцев, Ю. В. Лобзин. - М.: ГЭОТАР Медицина, 1998.

Черкасский Б.П. Инфекционные и паразитарные болезни человека. Медицинская газета. Москва, 1994.

Шувалова Е.П. Синдромная диагностика инфекционных заболеваний / Е. П. Шувалова, Е. И. Змушко. - СПб.: Питер, 2001. - 320с. - (Современная медицина).

Ющук Н.Д. Инфекционные и паразитарные болезни в схемах и таблицах. / Н.Д Ющук [и др.]. - М, 2008.

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств"

Курсовая работа на тему: "Привилегированные виды убийств" ВАЖНО!!!  Данная курсовая работа носит информационный характер! Если те...